Доходы чудесным образом» ComNews.ru. Новости телекоммуникаций

В течение последних лет ИТ-индустрия шаг за шагом добивается успеха там, где операторы связи либо чувствовали себя монополистами, либо, напротив, буксовали. Но успех ИТ-компаний — таких как Google, Skype, ICQ или Twitter — имеет под собой бронебойное основание: они предлагают услуги бесплатно. Финансисты, аналитики и деловая пресса задаются безответным вопросом: как могут жить и развиваться эти компании, если они не получают значимых доходов от пользователей?

Действительно, финансовые показатели многих ИТ-гигантов, железным маршем вошедших в телекоммуникационную индустрию, лишь усиливают этот знак вопроса, а отнюдь не вносят ясность. Например, Skype, в середине 2010 г. заявивший о планах IPO, раскрыл финансовые показатели в официальном документе, поданном в SEC. Выяснилось, что за первые шесть месяцев 2010 г. выручка Skype составила $406,2 млн, а количество пользователей этого сервиса к июлю 2010 г. превысило 124 млн. Если учесть, что по итогам 2010 г. Skype обслуживал чуть менее 100 млн подписчиков, ARPU этого сервиса составляет $0,6 в месяц (что по текущему курсу ЦБ соответствует 17,4 рублей в месяц)! Причина столь нищенских доходов в том, что подавляющее большинство подписчиков пользуется исключительно бесплатными сервисами Skype внутри этой сети, и лишь 8,1 млн человек (т.е. всего 6,5% абонбазы) прибегали во II квартале 2010 г. к платным услугам — звонкам из Skype на фиксированные и мобильные телефоны. Чистая прибыль Skype за те же первые шесть месяцев 2010 г. составила скромные $13,1 млн.

Если продолжать эту логику, выход Skype на биржу (IPO запланировано на второе полугодие 2011 г.) является единственным способом подпитать эту дорогостоящую, но малоприбыльную машину. Да и для владельцев Skype это, похоже, единственный способ вернуть вложенные средства: группа инвесторов во главе с фирмами Silver Lake, Canada Pension Plan Investment Board и Andreessen Horowitz в ноябре 2009 г. купила у Ebay 70% акций Skype Ltd за $1,9 млрд наличными и $125 млн в виде долговых бумаг.

Однако на Mobile World Congress-2011, который состоялся в середине этого месяца в Барселоне, я услышал слова, которые заставили меня поубавить традиционный скепсис относительно прибыльности ИТ-сервисов в телекоммуникационных сетях. Эти слова я услышал из уст генерального директора Twitter Дика Костело. Twitter вызывал у финансистов не меньше вопросов, чем Skype. По итогам 2010 г. выручка Twitter составила $45 млн. Если учесть, что в середине прошлого года Дик Костело объявил о 190 млн активных пользователей, ARPU у Twitter составляет менее $0,02 в месяц (или 58 копеек, если перевести в российскую валюту). Но счет этот — лукавый: у Twitter нет платных услуг для конечных пользователей, зато с 2010 г. этот онлайн-сервис начал продавать рекламу, и в 2011 г. намеревается заработать уже $150 млн, а в 2012 г. — $250 млн.

Так вот, выступая в Барселоне, Дик Костело заявил: «Когда вы создаете для пользователей ценности, они вернутся к вам в многократном размере, причем в виде, который вы пока не можете себе вообразить». К слову, Билл Гейтс из Microsoft еще в 2005 г., выступая в Стэнфордском университете, хоть и по поводу создания сетей связи, говорил: «Невозможно соединять точки в пространстве, глядя в будущее, ведь никто не может предсказать, как все это будет работать. Точки в пространстве можно соединять только с оглядкой на прошлое».

Дик Костело не был голословен и привел несколько примеров того, как на базе Twitter возникают принципиально новые сервисы, потенциально имеющие доходную составляющую. Например, после землетрясения на Гаити в январе 2010 г. местный сотовый оператор Digicel Haiti выделил для Twitter короткий номер 40404, по которому абоненты могли посылать в Twitter сообщения в форме SMS, причем эти сообщения не тарифицировались. Это позволяло гаитянам разыскивать близких и связываться с экстренными службами, причем, по данным Костело, 95% пользователей Twitter на Гаити использовали для создания сообщений только SMS. В данном случае сотрудничество Digicel Haiti и Twitter было некоммерческим (хотя и позволило гаитянскому оператору резко повысить лояльность абонентов и создать имидж эффективного оператора), но Дик Костело подчеркнул, что намерен тиражировать этот опыт в других регионах, где он может быть и платным для оператора.

Другой пример от Костело. Пользователи Twitter все активнее обмениваются сообщениями в ходе телевизионных трансляций. Например, в момент начала очередной серии телесериала Glee (он идет в США по каналу Fox) ежеминутное количество сообщений в Twitter увеличивается в 30 раз и сохраняется на этом уровне в течение часа — ровно до окончания очередной серии. Де-факто это создает «второй экран», или интерактивное телевидение, о котором так много твердили вендоры и провайдеры IP TV, — причем без участия операторов связи. И хотя пока это тоже не приносит прямых доходов для Twitter, легко верится в то, что телекомпании будут приплачивать этой компании для укрепления и наращивания аудитории.

Еще одна история, которую поведал глава Twitter, повествует о том, что его знакомый не смог улететь из Канады из-за выпавшего в Торонто снега. Он попытался дозвониться до авиакомпании, но все телефонные линии были наглухо заняты, ведь в аналогичной ситуации оказались тысячи пассажиров. Тогда этот человек послал запрос в авиакомпанию (кажется, это была Virgin Atlantic) через Twitter, и через две минуты получил ответ с номером нового билета. Мораль, на которую намекает Костело: в обозримом будущем авиакомпании, иные перевозчики или любые другие компании могут приплачивать Twitter за создание резервных информационных каналов.

Пока, правда, все эти красивые истории не приносят Twitter прямого дохода. Заработанные $45 млн по большей части приходятся на рекламные кампании (часто связанные с роликом на ТВ), которые заказывали такие структуры как Audi и телеканал Al-Jazeera. Но, черт возьми, Дик Костело прав: четко просчитать способ зарабатывания денег в ИКТ-индустрии отныне невозможно. Операторы связи в течение десятилетия пытались раскрутить видеоконференц-связь, но только Skype смог сделать видеоконференции популярным продуктом. Операторы связи и вендоры создавали интерактивное телевидение, но де-факто это получилось только у Twitter. Сейчас операторы и производители решений потирают руки, подсчитывая барыши от оснащения SIM-картами миллиардов различных датчиков и управляющих устройств. Но и тут патриархальный расчет на трафик, который можно будет тарифицировать по минутам и мегабайтам, обречен на провал. Мир, в котором будут действовать миллиарды устройств, подключенных к Интернету, таит в себе слишком много неопределенности.

Выступая на том же Mobile World Congress-2011, генеральный директор Qualcomm Пол Джейкобс подчеркнул: «Сегодня мир начинает путешествие, в котором мобильный телефон будет связан с множеством вещей вокруг нас. Это уже даже не Internet of Things – это Internet of Everything. Телефон становится нашим «шестым чувством» и оказывается в центре системы коммуникаций, связанных с людьми, местами, услугами или контентом, дирижируя схемой связи и взаимодействия». Едва ли эту сложнейшую модель будущего, которая уже является сегодняшним днем усилиями японских операторов SoftBank и NTT DoCoMo, можно «поверить алгеброй» старорежимной тарификации. И если операторы связи не посмотрят в будущее свежим взглядом, то ИТ-компании обскачут их и в этом.