Пугачеву прислали корветы
Государство дает возможность банкиру Сергею Пугачеву полностью расплатиться по своим долгам. Принадлежащая ему Северная верфь получила заказ на 17 военных кораблей.
ОАО «Северная верфь» объявило, что Минобороны подписало с заводом контракт на поставку шести фрегатов проекта 22 350 и 11 корветов проекта 20 385. На Северной верфи уже строятся два фрегата и три корвета этих серий. По экспертным оценкам, стоимость контракта — около $5,7 млрд.
Пока не ясно, значит ли это, что Сергею Пугачеву позволено оставить судостроительные активы, или речь лишь о том, что государство повышает цену заводов, которые будут проданы за долги миллиардера.
Общий объем обязательств перед кредиторами сенатора Сергея Пугачева, который контролирует Межпромбанк, составляет 80 млрд рублей. Большая часть этих денег (31,8 млрд рублей) была взята взаймы у Центробанка во время кризиса на реструктуризацию старых займов.
Чтобы вернуть эти деньги, Банк России взял в залог активы входящей в структуру Межпромбанка Объединенной промышленной корпорации (ОПК) — ОАО «Балтийский завод» и ОАО «Северная верфь». По сути, эти предприятия с конца 2009 года готовятся к продаже, и основным претендентом на покупку считается государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).
Последние несколько месяцев Межпромбанк торговался по поводу цены выкупа заводов. Представители Сергея Пугачева предлагали 88% акций ОАО «Северная верфь», 72% акций ОАО «Балтийский завод» и 75,8% ОАО «КБ Айсберг» за 88 млрд рублей. Если бы это предложение было принято, Межпромбанк расплатился бы по долгам и мог бы оставить другие промышленные активы.
Однако в ОСК такую цену посчитали завышенной и предложили всего 23 млрд рублей. Представители ОСК заявляли, что и эта цена завышенная, ведь валовая прибыль предприятий — не более 5 млрд рублей.
С конца 2010 года разговор с Сергеем Пугачевым стал еще жестче: Межпромбанк лишился лицензии, а Центробанк стал в суде добиваться продажи заводов.
К тому же Минобороны неожиданно заявило, что качество корветов серии 20 380, которые делал завод, не устраивает военных моряков. Был объявлен конкурс на разработку нового проекта корвета, и шанс на получение крупного заказа стал ускользать от Сергея Пугачева. В гонку за военными миллиардами включилась и ОСК, и даже не называемый до сих пор иностранный проектировщик.
До последнего времени ОПК затягивала судебное решение, и на этой неделе стало понятно, для чего. Как поясняют на Северной верфи, решение о передаче заводу заказа было принято еще в декабре 2010 года, однако официальное уведомление завод получил только сейчас.
Теперь, говорят представители ОПК, вопрос с новым проектом корветов решен правительством окончательно. Северной верфи позволено продолжить выполнение госконтракта, лишь внеся доработки. В итоге проект теперь называется не 20 380, а 20 385. В чем суть изменений, кораблестроители не обсуждают, ссылаясь на военную тайну. Эксперты отрасли говорят, что проектировщикам пришлось менять системы связи и управления и повышать комфорт на кораблях.
Правда, неавторизованно представители ОСК говорят, что модернизация старого проекта — полумера и военным все равно придется искать более современное решение.
Но в любом случае новый заказ от Минобороны повышает цену, по которой можно будет продать заводы Межпромбанка, пояснили в четверг представители компании. Так что у Сергея Пугачева появился шанс выйти из долгового скандала без особых потерь.
Как Навальный спорил с ректором
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов вызвал на словесную дуэль блогера Алексея Навального из-за критики нового закона о гос.закупках.