Пресса: Новый лидер тибетцев не затмит Далай-ламу

Немецкая печать комментирует избрание главой «тибетского правительства в изгнании» жителя США Лобсанга Сангая, который будет наделен полномочиями, ранее исполнявшимися духовным лидером тибетских буддистов Далай-ламой.

Далай-лама предписал своему народу демократию. Этот лауреат Нобелевской премии мира передает мирские полномочия главы «тибетского правительства в изгнании» в руки рожденного в индийском лагере для тибетских беженцев и получившего юридическое образование в США Лобсанга Сангая.

Лобсанг Сангай вступает в должность, которая практически не дает настоящей власти, но имеет большое политическое значение для всего мира. Его важнейшая задача будет состоять в том, чтобы привести живущих в изгнании тибетцев к консенсусу по поводу дальнейшей политики их движения.

Более чем полвека спустя после того, как последователи Далай-ламы бежали из Китая, в тибетской диаспоре в изгнании появились разногласия. В то время как одни ее представители заинтересованы в контактах с родиной и поэтому выступают за более тесное сотрудничество с Пекином, другие тибетцы призывают к свержению китайских властей. До сих пор проживающие за пределами Китая тибетцы держались вместе прежде всего благодаря харизматичному Далай-ламе. Сейчас ему 75 лет. И то, как тибетцы собираются противостоять нажиму Пекина после его смерти, совершенно непонятно.

Многие живущие в изгнании тибетцы убеждены: в том, чтобы привлечь внимание мировой общественности к их борьбе против великодержавного Китая, харизме Далай-ламы альтернативы нет. Далай-лама озарял все лучами своего обаяния.

По словам нового главы непризнанного «тибетского правительства в изгнании», он хочет облегчить страдания проживающих в Китае тибетцев и позаботиться о признании Пекином их идентичности. Но ради этого Сангай, как и Далай-лама, отнюдь не намерен идти на полную конфронтацию с Пекином, а выступает за «компромиссное решение». И добивается не независимости, а автономии Тибета.

Судя по всему, этот элегантный представитель нового поколения тибетцев заинтересован в переговорах с Пекином. Лобсанг Сангай организовал несколько конференций с участием тибетцев и китайцев. Согласится ли Пекин пойти на переговоры с возглавляемым им «правительством тибетцев в изгнании», остается под вопросом. Как бы там ни было, а о «компромиссном решении» Далай-ламы он и слышать не хочет.

В любом случае, 75-летний монах должен подумать, какой путь следует выбрать тибетцам после его смерти. В будущем новое руководство тибетцев в изгнании должно играть важную роль в его реинкарнации. А тут новая стычка с Пекином уже запрограммирована.