Летним лагерям выставили оценки

Приближается лето, и у родителей возникает вопрос: куда отправить ребенка на каникулы? Далеко не у всех есть бабушки-дедушки в деревне или возможность поехать на море на все лето. Родители работают, дети слоняются без дела. Для решения этой проблемы существуют летние лагеря. В последние годы они стали настолько разнообразными, что без специального путеводителя в них не разберешься.

«Мы затеяли наш рейтинг, чтобы накануне летнего сезона дать родителям максимальную информацию о том, что хорошего они могут предложить своим чадам», — рассказала руководитель проекта «Социальный навигатор» Ирина Ясина на круглом столе в РИА Новости 28 апреля.

До сих пор ни в России, ни даже в Москве не было единой базы данных, объединяющей летние детские лагеря. В интернете информация также бессистемная и неполная. Нигде не найти сколь-нибудь обоснованного ранжирования или оценки каникулярных программ. Поэтому родителям бывает сложно, зайдя на сайт-другой, сделать грамотный выбор. Обычно они могут познакомиться лишь с оценками турагентств, которые продают летние программы.

«Если программа продается хорошо, агентство ставит ей высшую оценку, и наоборот. Так себе критерий. Другой вариант – когда используются присланные родителями отзывы. Здесь остро стоит вопрос достоверности, потому что встречаются отзывы, написанные организаторами программ с целью их продвижения, или контрреклама, черный пиар, направленный против конкурентов», — рассказал разработчик методики рейтинга, генеральный директор детского Лагеря активного отдыха «Чарли» Алексей Илюхин.

По замыслу создателей, рейтинг РИА Новости должен заполнить пустующую нишу и помочь родителям сориентироваться в большом массиве информации.

Сведения для навигатора были получены напрямую от руководителей детских программ. Для уточнения некоторых показателей использовалась информация, размещенная на интернет-сайтах лагерей. «Главным условием попадания программы в рейтинг было добровольное согласие заполнить анкету и принять участие в интервью с нашими сотрудниками», — сообщил Алексей Илюхин.

Одной из основных проблем создателей рейтинга стало определение критериев оценки. «Мы оценивали программы по семи критериям. Распорядок дня (жесткий/мягкий), возраст руководителя смены, требования к дисциплине, количество детей, состав участников, вопросы безопасности, бытовые условия, условия питания», — отметил эксперт.

Взгляды родителей на летний отдых детей различаются – одни предпочитают лагеря со спортивным уклоном, другие надеются, что ребенок за лето подтянет английский язык. Поэтому составители навигатора приняли решение разделить все программы на четыре тематические группы: «Программы оздоровительного отдыха», «Программы активного отдыха и туризма», «Обучающие программы» и «Творчество и отдых».

«Мы специально не расставили места по каждому из лагерей. Наша основная задача заключалась в том, чтобы проинформировать родителей, показать им особенности и внутреннюю специфику программ. Мы это сделали через четыре основных показателя: «педагогический состав», «организация», «условия» и «интенсивность» (включение детей в различные формы и виды деятельности). Нас, в частности, очень интересовал вопрос: что будут делать дети во второй половине дня, когда завершатся оздоровительные процедуры? Насколько они будут заняты?» — рассказывает заместитель начальника отдела «Социальные рейтинги» РИА Новости Наталья Тюрина.

Еще одним важным элементом структуры навигатора стало географическое расположение лагеря. «Мы разделили программы с организованным выездом детей из Москвы по трем направлениям: на юг, за рубеж и в Подмосковье. Последние представлены в рейтинге наиболее широко», — отметила эксперт.

Рейтинг позволяет получить информацию об условиях, организации, педагогическом обеспечении той или иной каникулярной программы, интенсивности включения в нее детей. Программы располагаются в соответствии с полученным итоговым баллом, который вычислялся путем сложения баллов по каждому из четырех показателей.

Родители могут воспользоваться функцией сортировки — задать место, тип программы, продолжительность смены, стоимость, и сделать выбор с учетом собственных возможностей.

Составители рейтинга отметили, что основная часть летних программ для детей сегодня относится к оздоровительному типу. Но лишь 21% из них соответствуют критериям качества, заложенным в методике оценки, особенно по части условий и организации деятельности детей. При этом стоимость путевок в такие лагеря не ниже, а порой и существенно выше, чем у более «активных» форм отдыха, представленных в рейтинге.

Так, самые дорогие зарубежные туры, стоимостью более 80 тысяч рублей за смену, расположились в конце списка. А программы, набравшие наибольшее число баллов, оказались не самыми дорогими.

«В самом доступном сегменте рынка оказались программы, ориентированные на творчество и отдых, связанные с проектной деятельностью. Их цены близки к объективным», — сообщила Наталья Тюрина.

Как выяснили эксперты, лагерям «активного отдыха» не хватает сильных педагогические кадров, у них часто хромают и условия проведения.

Другой интересный вывод авторов рейтинга: оказывается, больше всего предоставлены самим себе дети в лагерях обучающего типа. «Языковые программы заявляют о своей четкой направленности на обучение языку, говорят, что у них запланировано по 4-6 часов занятий в день. А что происходит с детьми в оставшееся время, остается большим вопросом. Безусловно, есть программы, у которых день расписан достаточно плотно. Но наш рейтинг показывает, что проблема здесь есть», — отметил Алексей Илюхин.

Новый проект станет постоянным сайте РИА Новости, сведения будут обновляться от сезона к сезону. Со временем в него будут включены и зимние каникулярные программы.

Разработку навигатора каникулярных детских программ поддержала начальник отдела программного обеспечения Московского центра детского, семейного отдыха и оздоровления при правительстве Москвы Надежда Кузнецова. «Этот рейтинг поможет родителям, которые заинтересованы в организации отдыха собственных детей. Отдыха познавательного, великолепной возможности научить детей чему-то новому, помочь им вырасти в социальном плане, приобрести новые навыки», — отметила она.