Там где дымится помойка
Серж родился в 1968 году в заброшенном крае, именуемый Голодная Степь. Среди целинных земель раскинулся маленький городок Янгиер, Сырдарьинской области Узбекистана, куда с момента застройки, примерно в 1957 году, свозили ссыльных, зеков, врагов народа, а также специалистов – мелиораторов, уголовников и диссидентов. Наверняка, большинство молодых людей, сегодня даже не сможет членораздельно объяснить, как они понимают такую науку как мелиорация или освоение целинных земель, а в советское время это была весьма почетная профессия.
Серж Иваков внук «врагов народа», этнический немец с примесями финской крови, его прадеды исходили из древнего немецкого рода Акст, завезенного в Россию еще во времена Екатерины и сосланные в сталинские времена в Среднюю Азию на вымирание. Его финские корни исходили от норвежско-финских саамов рода Эккимелля. Дед по отцовской линии, капрал финской армии Ивакюлле Эккимель был пленен в 1940 году и после «Зимней войны» был отправлен как белофинн в Казахстан, так он и прожил до конца дней своих в поселке Славянка, Чимкентской области.
Бабушка его рыла Большой Ферганский канал, с 1941 по 1947 годы, а его второй дед Серж Акст, враг народа, да еще и немец по национальности, отмотав в «КарЛаге» законный «четвертак», вернулся к семье, где его место уже более 18 лет занимал другой мужик. В итоге он опустился до полного скотства, жил в вагончике, спился и помер за месяц до рождения внука, он сменил свою немецкую фамилию на русскую, чтобы от него отстало НКВД, но МВД и КГБ домогались к нему до гробовой доски. Правда о сталинских репрессиях заточена под стражу в архивы на пожизненное хранение, а посему истины ты не узнаешь никогда.
Другая бабушка, которую Серж никогда не видел была одесская еврейка, сосланная в Среднюю Азию в начале войны и померла еще до рождения внука.
Итак, в 50-е годы прошлого века, в СССР, людей бросали в голой степи на выживание, и не зря она называлась «Мирзачуль», что в переводе с узбекского, означало Голодная Степь, и она действительно была голодная, потому что здесь не было воды и ничего не произрастало, кроме верблюжьей колючки и саксаула. Однако за несколько лет ссыльные, зеки, неблагонадежные элементы и враги народа обустроили это место и в 1985 году первые иностранцы, посетившие Янгиер, назвали его «узбекская Швейцария». Действительно райское место, но все когда-то кончается и все проходит. Все закончилось в 90-е с приходом эпохи «Мустаккилизации», о чем ты знаешь тоже не мало, но более подробно, ты прочитаешь в томе, «Демократия по-узбекски», глава, «Король умер, да здравствует король».
Кого только не было в «Голодной Степи»!? Русские, украинцы, поляки, молдаване, эстонцы, финны, чеченцы, ингуши, турки, иранцы, таджики, казахи, армяне, азербайджанцы, татары, литовцы, греки и все те, кого советская власть считала «врагами народа», в меньшинстве были узбеки.
В биографии нашего героя, не было ничего страшнее юности, потому что районы Янгиера, «СМУ-5», «Шанхай» и «Жилгородок» в которых он вырос, были населены преимущественно уголовниками рецидивистами, условно-досрочно-освобожденными, наркоманами, алкоголиками и прочими отбросами общества. А по сему, Серж мальчик из приличной семьи, ранее не судимых родителей и без тюремного прошлого выглядел там «белой вороной» причем практически в прямом смысле. Долговязый белобрысый пацан среди загорелых, чернявых и узкоглазых обитателей, именуемых «шанхайская шпана» с явными уголовными перспективами, он никак не вписывался в эту картину, что было естественной причиной многочисленных конфликтов. Но, не смотря на это, Серж не попал в тюрьму до 18 лет, что считалось в «Шанхае» доблестью и жизненной проверкой, так как многие его сверстники к моменту совершеннолетия уже отбыли срок в «малолетке», а кто-то уже и побывал на зоне. По этой причине они не попали в армию, видимо это и спасло их от Афгана и цинковых гробов, но судимость, как «черная метка» не спасла от других бед. Они полегли в землю, но не на полях сражений, а в бесчисленных разборках в середине 90-х. Сегодня на городском кладбище Хаваста, можно найти добрую половину «янгиерских пацанов», убиенных бывшими одноклассниками или соседями в перестрелках, поножовщинах и на маевках.
Но все это время Серж крепко дружил со спортом, так как считал, что времяпровождение в подворотне занятием достойным шпаны. Живя на берегу рукотворного канала, по берегам которого слонялись его сверстники и докуривали «бычки», изнывая от безделья, многие из них уже к 12 годам пробовали наркотики и алкоголь. Молодежь в таких городах, коих по всему Узбекистану не счесть, в основном была одержима одной целью, получить кайф любой ценой и любым способом. Нюхали пятновыводитель и пили самогон, курили «травку» и еще черт знает что. А еще баловались зоофилией.
Однажды, Серж, вечером возвращаясь домой с тренировки, заметил странное шевеление в ущелье между гаражами, часто используемый как место для оправления малой нужды, там подростки зажали ослицу и насиловали бедное животное. Это частое занятие бездельников в малых городах Узбекистана. Ослица, окончательно застряв в узком пространстве и поняв свою беспомощность, орала дурном возгласом, через несколько дней, животное умерло от голода так и не выбравшись из западни. Данный случай дает много пищи для ума и наводит на мысль, что расслабляться нельзя, нигде и никогда, иначе зажмут в замкнутом пространстве, отъимеют как захотят, и бросят подыхать промеж обоссаных гаражей. Бороться надо всегда и везде, до последнего вздоха, пока бьется сердце. Так подыхают алкоголи и наркоманы, опустившись по животного уровня, а потом, отбросив копыта, где-нибудь в развалинах, по запаху, найдут его разлагающееся тело. Каждый сам творец своей судьбы, и ты тоже не хнычь, ежели что-то не получается, надо бороться и ничего не бояться, идти к своей цели, главное не стать рабом своих привычек, курение, алкоголь, наркота.
В 1979 году Серж пришел в секцию гребли на байдарке и каноэ и уже в 1980 они поехали на всесоюзную спартакиаду водных видов спорта в Таллинне. В то время их называли «Олимпийский резерв» страны, в Москве проходила «Олимпиада 80», а мальчишки и девчонки из советской глубинки гонялись на лодках с финнами, шведами, немцами, американцами на лодках, а потом еще остаток лета 1980 года подростки-победители, провели в летнем «Артек» во всесоюзном лагере для т.н. «одаренной молодежи». Сейчас, как никогда очень приятно, что эти заслуги были честные и получены в спортивной борьбе, в отличие от сверстников, которые уже курили анашу, пили вино и вкусили запретный плод любви, как правило, через изнасилование, за что многие отправились в первую ходку на «малолетку».
Обычно изнасилование проходило под влиянием алкоголя или наркотиков, благо край благодатный для произрастания любой дури. В 1983 году в Гулистане был суд над группой подростков за групповое изнасилование, причем подсудимые были настолько пьяны или обкурены, что они не понимали что творили. Женщина около 40 лет, была изнасилована группой молокососов, примечательно, что один из насильников был ее родной сын, но сам он в этот момент ничего не соображал, а понял все содеянное только из протокола милиционеров и сам не поверил в случившееся. Еще до суда, его изнасиловали в тюрьме, и он умер, не приходя в сознание. Врач, что зафиксировал смерть, дал заключение, что насиловали бедолагу, как минимум 25 человек, но сознание он потерял после девятого насильника, а его продолжали насиловать — пока дышало тело, а через сутки умер в тюремном лазарете.
Искусственно засаженный лес, вокруг Янгиера, а проще говоря, «лесопосадка» или «ЛЕСПОСАДКА» на янгиерском диалекте, тоже было местом досуга местной молодежи, часто с пивом, которое брали в разлив в канистру из-под бензина, по 20 или даже 40 литров за один присест. Потом в таких компаниях обязательно появлялась анаша или водка, но испробовать «водяру» или «пыхнуть наши» считалось доблестью, а кража – мужеством, а стремление к знаниям или приверженность к здоровому образу жизни – позором.
К середине 80-х, сменился мэр города или еще что-то щелкнуло в аппарате «партии и правительства», а вместе с ним кануло в лету и профсоюзное руководство, и соответственно это был первый рвотный позыв перед развалом Союза, после чего станция водного спорта закрылась, и все перешли в секцию водного поло, потом велоспорта.
Но главная трагедия Сержа, была в другом, буквально до 13 лет его все били. Избивали его, причем с особой жестокостью все кому не лень. Били его соседские пацаны за то, что он не так ходил по улице или что у него в кармане не было денег им на бутылку вина. Били за то, что не бандитствовал с ними по вечерам, били за то, что не «шестерил» перед старшими и избегал их компаний. Били за то, что он не той национальности (фашист проклятый), били за то, что он не такой как они, а иногда били просто так из развлечения, чтобы получить удовольствие или показать свою силу над слабым. Чаще всего Сержа били большинством, то есть трое или четверо парней, старше на 5 или 6 лет, выше на голову и естественно сильнее во много раз. Положение Сержа усугублялось еще и тем, что у него не было ни старших братьев, ни друзей уголовников, жаловаться маме было стыдно, отец был далеко, а посему некому, было заступится и он оставался один на один со своими врагами и со своими проблемами.
Но и отец тоже не очень-то жаловал Сержа любовью, если не учитывать тех моментов, когда он порол сына до полусмерти за любую, даже самую маленькую провинность или неверный шаг, за двойки в дневнике, за помарки в тетради, за неправильно заточенный карандаш и т.д. В его понятии, воспитание детей заключалось в жесточайшем избиении шнуром от электросамовара или скакалкой, так что потом ребенок две недели мочился кровью, и кровавые ссадины напоминали о педагогике в семье.
Электрический шнур, скрученный вдвое, при ударе о спину, внахлест, больно впивается в детское тело, оставляя змеевидную гематому, на несколько недель. Часто к отцу, заходил сосед, и они с неподдельным интересом обсуждали, как лучше пороть детей. Как сделать больнее ребенку. Когда лучше пороть ребенка, до еды или после еды, и вообще порку, до потери сознания надо бы ввести в обязательную программу субботнего рациона. А иначе, как же жить тогда? Ведь если детей не пороть, то они обнаглеют и на голову сядут, слушаться не будут, а если пороть, то потом дети «спасибо» скажут. При слове «спасибо» у Сержа подкатывался сухой ком к горлу и слезы текли из глаз ручьями. Вряд ли кто скажет спасибо за причиненные страдания, особенно в детстве, так как детские обиды мы помним всю жизнь.
Может именно поэтому Серж так ненавидел сентябрь, он не понимал, почему все поздравляют школьников с началом нового учебного года? Для него это ознаменовалось только с поводом для порки до потери сознания в прямом смысле этого слова. Наверное, именном поэтому Серж никогда не бил своих детей, вспоминая при этом как сам стоял на коленях и рыдая умолял отца о пощаде, но все было тщетно. Именно отец, своей жестокостью воспитал из него настоящего мужика, грубого, злого, не толерантного как сейчас говорят. Он научил Сержа терпеть боль и не плакать, когда в горле першит от обиды и скорби, он научил Сержа не бежать жаловаться, а бить в морду, а главное он научил его ценить страх, как величайшее оружие всех времен и народов.
Запредельная жестокость родного предка заставила Сержа думать иначе и понять, что в любых ситуациях и во всем Мире есть единственный человек, который способен утопить тебя или вытащить наверх, этот человек готов споить тебя водкой до потери пульса или сделать тебя счастливчиком. Этот человек – ты сам и никто иной не может быть более полезен тебе или более предан тебе, чем тот, кого ты увидишь в зеркале. Поэтому вся надежда во всем только на себя самого. Так же как в случае с изнасилованной ослицей, о которой ты прочитал выше. Друзья рано или поздно отвернутся от тебя, жена может изменить с прыщавым очкариком из соседнего подъезда, пока ты будешь в командировке, родители будут далеко, а родственники могут послать тебя куда подальше. Поэтому всегда надо рассчитывать только на себя. Учитывая детство, проведенное в неблагополучном, как сейчас говорят районе «Шанхай», со своими весьма жестокими законами и понятиями, все сводилось к банальной тюремной фразе, «не верь, не бойся, не проси». Но примерно к 16 годам Серж внял еще одну фразу «Бей первым», принятую на вооружение от матерых уголовников, его соседей.
Но главная ценность для каждого человека это жизнь данная Богом, а потому самоубийство есть тягчайший грех, а еще грех сдаваться при первой опасности и не бороться за жизнь всеми силами. Так было с Сержем в сентябре 1975 года, он возвращался из школы домой, еще первоклашкой он тащил за спиной тяжеленный ранец, непонятно зачем набитый учебниками. Зачем столько книг, если дети еще не умели читать и писать? Дорога к дому лежала через мост по каналу, косым лезвием камышовых берегов разрезавший городок на две неравные половинки. На середине моста стояли четверо подростков, это были, как сейчас говорят «серьезные и конкретные пацаны», все на мопедах, один даже на мотоцикле. Всем было лет 14 – 16, но для Сержа они были великаны.
Они и лепили из фильтров сигарет чиркалку на каблуках и казалось ничто не может их отвлечь от столь важного дела. Этакий гламур 70-х зажигать спички о каблук. Сбоку на каблуке крепилась вязкая масса из плавленых фильтров и придавленных спичным коробком, а спички, точнее сказать СПИЧОНКИ, так на янгиерском диалекте их называли, стоили в магазине одну копейку за коробку. Но носить их принято было непременно в кармане, россыпью как сокровище, вперемешку с прочим скарбом, который водился в карманах янгиерской шпаны.
Зажигалка, бензиновая или газовая была такая же редкость, как летающая тарелка. Но были счастливчики, у кого брат служил в Германии, Польше, Венгрии или Чехословакии, привозили оттуда зажигалки, гламурные наклейки девиц на гитару или бензобак мотоцикла. И конечно же привозили «запретный плод», первую порнографию, черно-белые фотографии игральных карт.
Так вот, пацаны остановили Сержа, прям по середине моста: — «Стой, иди сюда! Ты чего тут без спроса ходишь? Ты что не знаешь, что проход по мосту 20 копеек стоит»? После чего, мальчонку, как Буратино перевернули вверх ногами и вытряхнув все что представляло для них ценность, выбросили Сержа с моста, прямо в мутные воды канала. Одежда намокла и предательски сковала тело, а ранец камнем тянул на дно, причем мальчишка понял, что тонет с первых мгновений, как оказался в воде. Плавать он не умел, а до берега было далеко, метров 50 не меньше, под водной толщей сдавило мозг сквозь глаза и уши, а Серж стал глотать воду на глубине метров пять или больше. Но тут какая-то сила схватила его за ворот и вытянула на берег, зацепившись за камыши, он вылез на берег и оглянулся, вокруг никого не было. После он долго вспоминал это случай, подтверждающий, что во всем Мире есть единственный человек, способный спасти тебя в любой ситуации, этот человек ты сам. Отсюда истина, что надо всегда тренироваться на пределе возможностей, дабы в экстремальный момент, вытащить из кармана спасительную пилюлю и спасти свою шкуру от растерзания. В противном случае, из тебя сделают чучело и выставят в музей для обозрения или натянут твою кожу на барабан. Так маленький Серж научился плавать.
В голоде и страданиях человек достигает больших результатов, чем в богатстве, так как в изобилии и достатке человек, как любое млекопитающее, деградирует и превращается в тупое, трусливое, оплывшее жиром животное, не способное ни к труду, ни к обороне. Финалом этой истории на мосту, оказалось то, что у Сержа была сломана ключица, от падения на воду с большой высоты, ремни ранца с такой силой ударили ребенка, что случился перелом, который врачи обнаружили только к вечеру. Эмоциональный шок, приглушил боль, а боль, о которой Серж знал все или почти все. Боль, это единственный симптом, говорящий о том, что ты еще жив. Если тебе больно, это хорошо, потому как ты еще не подох.
А вот еще случай, первые «конфликты с законом» у нашего героя начались в 1981 году. Кто-то помнит, что в конце 80-х в Союзе была такая молодежная организация «ЮДМ» или Юный Друг Милиции, если по-простому. Романтика риска, навеянная фильмами, будоражила сознание оболтусов, а униформа и полномочия ЮДМ давала ощущение величия и превосходства и все такое разное. Только смердело от идеи этой стукачеством из 1937 года, благо Сержу было от кого учится, как-никак внук «врагов народа» и «фашист проклятый». Но как ни странно Серж мечтал стать или военным или милиционером, бороться с преступностью или защищать Родину, как это не звучит громко, но так все и было. Но мечты рушатся и любой чмошник в лице соседа или одноклассника готов обгадить твою мечту разбив стекло в учительской и указав на тебя. Или как было в его случае. Сразу оговорюсь, что в «ЮДМ» его не взяли, по причине…, но об этом позже.
Как ты думаешь, чем полиция, отличается от поллюции? Не знаешь? А я знаю, примерно тем же самым, чем милиция от менструации.
Подошли к Сержу три товарища Саша, Ринат и Эдик и вежливо предложили помочь им в одном «важном» для них деле. Ну как не помочь друзьям, а в чем дело-то?
— «Нам бы нарушителя одного задержать и сдать его в детскую комнату милиции. Давай ты будешь хулиганом, а мы тебя будем задерживать почаще. Нам Эрика (местный участковый) «план» поставила – один хулиган в неделю, а где его взять, не знаем». Вежливо предложили друзья и добавили к сказанному, что решение их окончательное и обжалованию не подлежит, в противном случае, они де, скрутят Сержа всем классом и силой зальют водку в рот и уже по-настоящему сдадут ментам. Причем, как минимум двое знали, что за такой «подвиг» отец его, на ремни живьем порежет. Ну и понеслось… Драка, точнее побоище закончилось естественно не в его пользу, и парням Серж «помог».
Из протокола постановки на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, — «сам мол напал на патруль ЮДМ и еще в оправдание оклеветал таких хороших ребят. Тем более уважаемых родителей». Закончилась эта история совсем трагично, Сержа, поставили на учет в ИДН и выпороли дома, до поросячьего визга, как в фильме «неуловимые мстители», Лютый порол Данилу.
У «ЮДМ», как сейчас говорится духа не хватало, чтобы задержать реальных хулиганов, Артющика, Галковского, Гарчева, так как они били не по паспорту и сразу на месте, а наличие формы их не смущало, впрочем как и присутствие настоящего стража порядка тем более. Где сейчас они? Где гроза «Шанхая» — «Кравча», Артур, где Артющики, где «Зайчик», где «Артамон», «Малдыбай»? Все пропали. Кого уж нет, а те далече.. Не так давно, дошла весть, в конце 90-х убили Алана Дзукоева, грех конечно так говорить, он это был главный беспредельщик на нашей улице, коих было еще не мало. Бунин – «Буня» повесился, не знамо от чего, Железнов – старший, говорят, что он однажды головой быка убил, но не ведомо где он сейчас, Сариевы сели на иглу практически всей семьей, да видно нет их в живых.
Но спорт стал самым любимым занятием его жизни так и по сей день, но это никак не помогало отбиваться от местной братвы и примерно к 13 годам, очередное избиение заметил добрый человек и вступился за подростка. Мужчина спортивного телосложения, ловко набил морды всем обидчикам, правда и сам получил по голове. Его имя Марс Нилович Абдуллин, тренер по боксу, он привел Сержа в секцию бокса и второй тренер Валентин Валентинович Антонов сделал из Сержа настоящего бойца. Тренер по самбо, Сергей Середкин, привил ему правило, «Всегда будь готов к внезапному нападению». Дай Бог здоровья им всем. Серж стал тем самым существом, которым он является сейчас, благодаря этим людям, Серж выжил в Афгане, остался живой в пакистанском плену у душманов, и прошел горнило тюрьмы и зоны, но это уже совсем другие истории, каждая из которых достойна отдельной книги.
В 16 лет Серж начал заниматься борьбой самбо и не бросал бокс, в 17 лет он совершил первый прыжок с парашютом и опустился с аквалангом на 25 метров, стрелял из автомата и пистолета, знал радио и умел оказывать первую медицинскую помощь. В 1982 году Серж переехал в Ташкенте, где регулярно посещал ДОСААФ. Там были инструктора, двадцатилетние ветераны Афгана, которые подсознательно понимали, что их воспитанники могут попасть на войну, а посему старались дать максимум знаний курсантам.
Но увлечение спортом не прошло даром, и он дошел до той точки кипения, до которой должен был и дойти любой человек и Серж стал увлекаться восточными единоборствами, до сих пор являясь страстным поклонником боевых искусств, что помогало ему много раз в жизни.
В 1986 году Серж попал на срочную службу в Советскую Армию, а уже через полгода, получив воинское звание сержанта и по «залету» попал в Афганистан, хотя в письмах он долго обманывал родителей, что служил в Германии, ведь на конвертах писали только номер полевой почты. Судьба распорядилась, служить ему в разведке, а именно в разведывательно-диверсионном подразделении в должности командира отделения. В конце 1988 года Серж получил погоны прапорщика и взвод разведчиков-диверсантов. Далее был опять Афганистан, Таджикистан и операции в Центральной и Северо-Восточной Африке, потом развал Союза и лихие 90-е. Но об этом в другой главе.
Серж Иваков, это всего лишь обычный «герой нашего времени», не гламурный педик, не ловелас, а обычный мужик, чье детство прошло на обочине жизни посреди пустыни.
-«Серый, пошли с нами и возьми сам все, что душа пожелает». Красиво сказано, не так ли? Так, Серж Иваков молодой прапорщик запаса, бывший разведчик ВДВ пришел в криминал, в банду рэкетиров-разборщиков с большой дороги, но пробыл он там недолго, Сержа вновь призвали в армию, но уже консультантом в Центральную Африку, что возможно спасло ему жизнь, так как его друзья по «бригаде» уже давно в могиле. А он вот живой, наверное, только потому, что не успел сделать никому ничего плохого. Как человек верующий и воспитанный в православной христианской морали, он нашел в себе силы не опуститься до уровня бандитов из сериала «Бригада», хотя имел с ними несколько нелицеприятных контактов.
Очень хочется надеяться на то, что господа психиатры не найдут у автора этой книги признаков мании величия, хотя он сам утопично полагает что все таки психически не здоровый человек с явными признаками обширной шизофрении.