Вице-премьер Иванов отчитал чиновников за срыв плана «112»
В пятницу, 20 мая, на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи вице-премьер Сергей Иванов заявил о срыве плана по созданию единой службы экстренного вызова при чрезвычайных ситуациях — 112.
Предполагалось, что система-112 объединит телефоны пожарной охраны, полиции, «скорой помощи», газовой службы и службы «Антитеррор». А для вызова всех этих служб гражданам достаточно будет набрать на телефоне комбинацию цифр — 112.
«Вынужден констатировать: выполнение плана мероприятий по реализации концепции создания системы-112 фактически сорвано», цитирует слова Иванова РИА «Новости» . Он напомнил, что, согласно концепции, в 2009 году система-112 должна была появиться в 20 регионах, а в 2010 году — в 44, а «на самом деле мы имеем единичные и при том пилотные проекты функционирования системы» и «если называть вещи своими именами, у нас еще конь не валялся», — возмутился вице-премьер.
Конкретных фамилий виновников срыва концепции, утвержденной правительством еще в августе 2008 года, не прозвучало, но известно, что этим занимались два ведомства — МЧС и Минкомсвязи, на разграничение полномочий которых ушло более двух лет.
Основную задачу вице-премьер видит в форсировании работ по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в регионах и муниципалитетах.
Еще в 2005 году министр МЧС Сергей Шойгу заявил о необходимости создания единого номера для экстренных вызовов. Летом 2007 года он побывал в Курске на открытии областного кризисного центра, где обсудил возможность введения на территории региона единого чрезвычайного телефонного номера.
В конце того же года на итоговом заседании правительства РФ идею поддержал Владимир Путин. Тогда было обещано, что система заработает через 5 лет. Спустя несколько месяцев министр МЧС пообещал, что служба 112 появится в некоторых российсках городах к 2010 году. В конце 2008 года Сергей Шойгу еще раз представил концепцию введения в стране единого экстренного номера, рассчитанную на период до 2012 года. Но затем оказалось, что проект будет курировать не МЧС, а Минкомсвязи.
Вот об этом периоде, скорее всего, и высказался вице-премьер, высказав свое отношение к разграничению полномочий двух ведомств.
В настоящее время проектом вновь будет заниматься МЧС, полномочия по которому ведомству отошли только в конце прошлого года. «Согласно указу президента от 28 декабря 2010 года, координация работ по созданию системы-112 была возложена на МЧС России», — сообщила начальник Управления информации МЧС России Ирина Андрианова. На вопрос, почему система не заработала в 2010 году, она напомнила, что тогда работу по внедрению единого номера возглавляло Минкомсвязи.
Создание системы единого номера для всех оперативных служб — это огромная работа, на которую в отдельных странах потребовалось несколько лет, напоминает РИА «Новости». В США, к примеру, идея создать универсальный номер помощи появилась в 1957 году. Национальная Ассоциация Пожарных предложила создать и использовать единый номер на территории всей Америки. В 1968 году Федеральная Комиссия по Коммуникациям передала компании AT&T заказ на создание универсального телефонного номера, который бы объединял пожарные, полицейские и медицинские службы и был бы доступен всем жителям США. AT&T избрала номер 911, так как он легко запоминался и его можно было набрать довольно быстро.
911 никогда прежде не использовалась в качестве телефонного кода или номера каких-либо служб. Технологическая адаптация номера также представлялась достаточно простой. Конгресс США поддержал рекомендации компании AT&T и принял закон, согласно которому коду 911 придавался статус стандартного национального телефонного номера для всех экстренных вызовов. Первая в США телефонная служба спасения — телефон 911 — начала функционировать 16 февраля 1968 года в городе Хейливилл (штат Алабама). Номер экстренной помощи вошел в обиход большинства американцев только в конце 1980-х годов.
В настоящее время в США 200 миллионов звонков поступают ежегодно к операторам экстренной службы, доступ к которой имеется у 99% жителей Америки. Функционируют более 6 тысяч диспетчерских центров, принимающих звонки на номер 911, большая часть которых оснащена специальной аппаратурой. Когда в отделение поступает звонок, то на дисплее оператора сразу же отображается телефонный номер и адрес звонящего, что делает развертывание спасательной операции более быстрым. Это имеет большое значение, когда звонящий страдает дефектом речи или же не в состоянии говорить. Даже если просто набрать номер 911 и положить трубку рядом с аппаратом — приедут полиция, пожарные и «скорая помощь».
Когда звонок поступает к диспетчеру, то оператор называет свой персональный номер, который рекомендуется запомнить звонящему, и по которому всегда можно установить личность оператора в последствии. Оператор начинает задавать разнообразные вопросы, ответы на которые помогают ему классифицировать звонок в зависимости от обстоятельств происшествия. Эта классификация внедряется в специальную компьютерную систему, при помощи которой устанавливается ближайшая полицейская машина, способная безотлагательно выехать на место происшествия. Кроме того, на место происшествия прибывают также пожарные и медицинские службы.
Каждый звонок также кодифицируется по уровню срочности. На первом месте — помощь, которую запрашивает полицейский, находящийся при исполнении служебных обязанностей. Далее следуют информация о совершающемся преступлении и серьезные проблемы со здоровьем. На последних местах по степени срочности вызова находятся сообщения об актах вандализма и плохом обращении с животными.
Шутки и ложные звонки по номеру 911 караются очень жестко. Если человек набрал этот номер без особой нужды или просто хотел пошутить, то ему грозит крупный штраф или тюремное заключение.
А пока в России, по словам сотрудницы МЧС Ирины Андриановой уже проделана огромная работа в направлении создания единого телефонного номера экстренного вызова. «В частности, в Москве были изменены все телефонные номера, которые начинались на единицу. Тогда многие горожане не понимали, для чего это делается, возмущались. А это была подготовка к введению системы-112», — пояснила она. И добавила, что в программе будут задействованы средства как из федерального бюджета, так и средства субъектов.
В Москве на внедрение службы-112 будет потрачено 230 миллионов рублей, сообщил год назад РИА «Новости» источник в мэрии. А по всей стране будет выделено 5 миллиардов рублей, сообщали в 2007 году информационные агентства со ссылкой на главу МЧС.
Пока же неизвестно когда жители России при чрезвычайной ситуации смогут вызвать экстренные службы, набрав всего три цифры 112 на своем телефоне.