«Маленького Советского Союза» больше не будет: Белоруссия за неделю
Коллаж: ИА REGNUM
Экономический кризис: белорусам придётся вкусить все ужасы латиноамериканского быта; Приезд Путина и Кудрина: Москва принуждает Лукашенко к «распродаже Родины»; Приговоры лидерам оппозиции: Минск хочет начать торг с ЕС ?
Когда произошел теракт в минском метро, Александр Лукашенко развил необычайную активность, пишут «Свободные новости плюс» . Он каждый день проводил совещания с силовиками, требовал, указывал, разъяснял. Наверное, в такой критической ситуации президент и должен так поступать, выполняя для значительной части общества функцию психотерапевта. Т. е. демонстрируя населению, что не нужно бояться, ситуация под контролем.
Но вот уже два месяца главной проблемой для страны является валютный кризис, вызывающий все большее напряжение в экономике и обществе, продолжает издание. Это важнейшая тема общественных дискуссий, разговоров, треволнений людей. Их беспокоит рост цен, безработица, дефицит товаров, сохранность банковских вкладов и пр. Валютный кризис стал проблемой уже не только сектора экономики, связанной с импортом, но и всего населения.
Казалось бы, в такой ситуации президент должен заниматься экономическими проблемами день и ночь, проявлять такую же активность, как после теракта, говорится в статье. Однако он делает вид, что никакого кризиса нет. Во всяком случае, демонстративно его не замечает. Последний раз глава государства проводил совещание по этому вопросу три недели назад. Зато, например, публично обсуждает такой актуальный для общества вопрос, как ситуация в хоккее. А валютный кризис игнорирует. Возможно, делает то, что умеет, пишут «Свободные новости плюс». А как выйти из валютного кризиса, просто не знает. Это не хоккей. Надеется на какое-то чудо. Что каким-то таинственным образом в страну повалит валюта, что придет российский кредит, что все как-нибудь само рассосется. А пока занят тем, что понимает. В этом смысле показательным было совещание 6 мая о ходе расследования обстоятельств взрыва в метро.
В ходе совещания А. Лукашенко озвучил традиционные тезисы о необходимости наведения порядка, продолжает издание. «Мы договорились: по случаям бесхозяйственности, беспорядка в бюджетной сфере, государственных структурах, вплоть до частных, решения должны приниматься мгновенно… Работаем с прохладцей, наполовину рабочего времени. Даем половину того, что должны давать, а жить хотим хорошо. Так не бывает… У нас есть советский опыт времен Андропова. Нравится кому-то это или нет, но примерно так мы должны заставить каждого работать … Пожалуйста, заставьте всех работать. Чтобы в очередной раз мы не хватались за голову и не кричали: давайте сейчас наводить порядок в обществе».
Эти рассуждениях любопытны тем, что прежде всего президент попытался снять вину с власти за экономические проблемы и переложить ее на самих граждан, говорится в статье. Дескать, плохо работаете, а хотите хорошо жить. Во-вторых, удивляет святая вера, что с помощью простого наведения порядка, укрепления дисциплины можно решить сложные проблемы, вставшие перед страной. Что до апелляции к опыту Андропова, то как раз советская практика убедительно доказала: силой заставить людей хорошо работать невозможно.
С другой стороны, странно — через 17 лет правления А. Лукашенко в стране процветает бесхозяйственность, беспорядок, люди работают наполовину рабочего времени, пишут «Свободные новости плюс». Хотя президент все эти годы только и делал, что наводил порядок. В июле 1999 г. издан президентский декрет о трудовой дисциплине. 2003 год был объявлен годом наведения порядка в стране. В марте 2004 г. появилась Директива № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». И вот теперь выясняется: все эти титанические усилия не дали результата. Все это означает только одно: созданная А. Лукашенко социальная модель не срабатывает . Бесхозяйственность — это родовая черта, хроническая болезнь государственных предприятий.
В привычном стиле прошло празднование Дня Победы, продолжает издание. Как обычно, в своем выступлении 9 мая А. Лукашенко стремился использовать праздник в собственных политических целях. Он отождествлял нынешнюю власть с победителями в войне, и на этом основании пытался говорить с миром с позиции силы и исторической правоты. Президент обрушился с резкой критикой в адрес «ряда стран и военных блоков», которые осуществляют «диктат и агрессию,… вмешательство во внутренние дела суверенных государств», «вновь втаптывается в землю священное право народов самим определять свою судьбу».
Из этого сюжета следует, что А. Лукашенко сильно обеспокоила военная операция НАТО в Ливии, пишут «Свободные новости плюс». Не случайно именно этой теме были посвящены его ответы на вопросы депутатов во время выступления в Национальном собрании с посланием. Он примеряет ситуацию и реально опасается силового разрешения своего конфликта с Западом. Об этом говорит следующий сюжет выступления президента 9 мая: «Сегодня в адрес Белоруссии тоже звучат угрозы извне, ведется жестокая информационная и политическая война. Наше общество пытаются расколоть, посеять в нем страх, недоверие друг к другу. Но мы должны четко понимать: большая часть всех проблем навязана нам искусственно . Это месть за то, что мы строим свое подлинно независимое государство, суверенное государство. За то, что белорусский народ хочет быть хозяином в своем доме и сам определять свою судьбу».
Таким образом, вокруг нашей страны одни враги, которые только и делают, что все время строят козни против Белоруссии, говорится в статье. И мы живем в осажденной крепости. Из этих слов можно сделать вывод, что валютный кризис также навязан нам искусственно Западом. И мотивом такой его политики является банальная месть за неправильное поведение. Объяснение примитивное, но что еще остается говорить…
Важно обратить внимание на некоторые новые моменты, связанные с празднованием Дня Победы, пишут «Свободные новости плюс». Прежде всего, А. Лукашенко не выступал с докладом на торжественном заседании 8 мая, посвященном празднику. Вместо него это сделал министр обороны Белоруссии Юрий Жадобин . Такое случается крайне редко. Затем на целый час перенесли шествие ветеранов, заставили их и других людей долго ждать. Все это свидетельствует о том, что тема победы в минувшей войне как фактор политической жизни постепенно уходит на второй план . Ветеранов осталось мало, они не делают погоду, их влияние на общественную жизнь минимально. Как прагматичный политик, А. Лукашенко это понимает и делает соответствующие выводы. Впервые за время существования независимой Белоруссии западные послы не участвовали в официальной церемонии на Площади Победы. Что свидетельствует о степени конфронтации официального Минска с ЕС и США, резюмируют «Свободные новости плюс».
Происходящее в Белоруссии за последние полгода можно смело окрестить как самый глубокий и масштабный кризис в нашей республике со времен развала СССР , пишет «Наше мнение» . Вначале разразился политический кризис, который привел к охлаждению в отношениях не только с Западом, но и с Россией. Фактически, лидер нашей страны стал персоной, с которой уже не хотят иметь общих дел.
За последние пару месяцев политический кризис плавно перетек в кризис финансово-экономический, говорится в статье. В стране возник острый дефицит иностранной валюты. Как следствие, экономические контакты с другими странами стали практически невозможны. Отсутствие свободно-конвертируемой валюты — это как отсутствие кровотока в организме. При таких обстоятельствах рано или поздно произойдет обрушение всей экономики. Уже сейчас многие фирмы и предприятия оказались на грани разорения. На многие товары возник острый дефицит. В этой ситуации удивительно, что официальные белорусские аналитики вообще избегают каких-то прогнозов. На уровне официальных экспертных оценок образовалось странное затишье.
Острый дефицит валюты — вещь крайне опасная, говорится в статье. Она влечет множественность курсов, что, в свою очередь, ведет к капкану гиперинфляции. С другой стороны, все понимают, что национальная валюта — мертвый груз, и в ожидании гиперинфляции скупают все, что можно только успеть. Это уже влечет дефицит товаров. Все это мы уже проходили при развале Советского Союза . Каковы же причины дефицита валюты?
Любое плановое и контролируемое обрушение национальной валюты — возможность существенного перераспределения финансовых ресурсов, пишет «Наше мнение». Во времена дефолта в России 1998 года именно это и было сделано. При девальвации деньги не исчезают, они перераспределяются. Идет стремительный отток финансовых ресурсов от населения и слабых игроков (от мелкого и среднего бизнеса). Множественность курсов — отличное условие для сверхдоходов тех, у кого есть доступ к иностранной валюте. Сейчас на стремительном обнищании населения кто-то зарабатывает . Мы все становимся беднее, а кто-то становится богаче.
В Белоруссии и так намечался отказ от социально-ориентированной экономики — сворачивались некоторые социальные программы, продолжает издание. Все ждут большой приватизации и появления официальных олигархов . Ожидаемая гиперинфляция с кратным падением белорусского рубля все эти процессы только подхлестнет. Белоруссии как маленького Советского Союза больше не будет!
Гиперинфляция и перераспределение всех финансовых ресурсов возникает при системном кризисе управления, говорится в статье. Именно так все обстояло в Советском Союзе. Кризис управления разрушил всю советскую систему, привел к ее латинизации — чудовищному социальному расслоению. Нас сейчас ожидает вторичная латинизация — общество с еще более низкой социальной мобильностью, где подавляющее большинство населения — крайне бедные, и лишь его незначительная часть — крайне богатые . В таких обществах можно жить столетиями. Это общество трущоб и небоскребов.
В Белоруссии не произошло смены элит, пишет «Наше мнение».. Во многом политический класс Белоруссии сохранил преемственность к партийному прошлому. Многие люди, которые делали политическую и государственную карьеру в БССР, продолжили ее в современной Белоруссии. Поэтому не удивительно, что в нашей стране сохранили командно-административную систему управления, несколько модифицировав ее, а в определенных местах даже усилив. Современный политический класс Белоруссии не знает другой системы и даже не слышал об иных формах управления.
Ущербность командно-административной системы — в уходе от ответственности в принятии решений и, как следствие, в отсутствии долгосрочных программ и планов, продолжает издание. В командно-административной системе руководитель может позволить себе принятие решения наобум, без проработки вопроса. В этом решении он руководствуется не существом дела, а позиционной борьбой в желании сделать карьеру. Потом под это решение должно все подгоняться. Для принятия решения нужно занимать высокую позицию, можно при этом и не быть профессионалом. Такая система управленческой коммуникации — повальный уход от ответственности. Верхи уходят от ответственности, принимая спонтанные сырые решения и спуская их сверху, а низы особо не заморачиваются и делают отписки.
Командно-административная система порождает авторитарное лидерство, пишет «Наше мнение». Авторитарный лидер, как правило, — плохой профессионал. Хотя командно-административная система слабо эффективна, но она очень стабильна в спокойные периоды. Именно поэтому авторитарный лидер может почти не участвовать в жизни системы в это время. Система очень неповоротлива и медлительна, но она работает сама. Лидеру остается только имитировать бурную деятельность. Но вот в периоды кризиса многое начинает зависеть от лидера напрямую. Система ждет его мудрой команды. Но ведь он — не профессионал и для такой системы иначе не бывает. Поэтому авторитарные лидеры в периоды кризиса начинают вести себя импульсивно. Они дергаются и делают одну ошибку за другой. В итоге сама командно-административная система в целом оказывается перед угрозой распада и все только потому, что авторитарное лидерство — самый неэффективный механизм управления для принятия адекватных решений в периоды серьезных кризисов. Авторитарное лидерство уже привело к гибели СССР именно в период кризиса.
Президент Белоруссии в последние полгода ведет себя довольно импульсивно, продолжает издание. Большинство его комментариев эмоциональны (можно вспомнить хотя бы его оскорбления руководства Украины). Он сейчас мечется и не знает, как быть. Одна из его «спасительных» идей — возвращения к временам Андропова с закручиванием гаек и строжайшей дисциплиной. Идея абсурдная в корне. Если к каждому ученому, например, приставить проверяющего из госконтроля, то лучше тот работать не станет. Это только будет всех нервировать и озлоблять.
Здесь важно сразу же оговорить, что белорусская модель социально-ориентированной экономики была создана не Лукашенко , говорится в статье. Она создана белорусским политическим классом, который сохранил свои позиции после развала СССР. Лукашенко приписывает себе заслуги многих белорусов. Он — всего лишь импульсивный авторитарный лидер, которого политический класс когда-то поддержал на выборах и поддерживал в последующем для того, чтобы не было смены элит и можно было бы сохранить привычную командно-административную систему управления. Разразившийся кризис может все изменить. Теперь уже Лукашенко постарается сохранить власть во что бы то ни стало, даже в ущерб политическому классу. Скорее всего, именно так и произойдет. Нынешний политический класс, скорее всего, обнищает вместе со всеми.
В контексте всего вышесказанного можно однозначно сказать, что нынешний политический и экономический кризис будет носить катастрофический характер для большинства белорусов — либо в ближайшее время, либо со временем, пишет «Наше мнение». Нынешняя система управления рухнет. Здесь возможны два сценария.
1. Обрушение будет происходить постепенно, если Лукашенко удастся получить кредиты для спасения белорусской экономики, и он постарается и дальше следовать социальному контракту с белорусским политическим классом, продолжает издание. В этом случае усилится влияние российских сил и начнется постепенная трансформация белорусской модели в российскую, с медленной сменой элит в Белоруссии. Мы постепенно будем переходить в олигархическую систему управления со значительным поглощением нашей экономики российским бизнесом. 2. Обрушение будет катастрофическим и мгновенным, если поддержки не произойдет и кредитов никто не даст, говорится в статье. В этом случае президент захочет заключить социальный контракт с другими силами, в ущерб нынешнему политическому классу. На множественности валютных курсов уже сейчас зарабатываются колоссальные деньги. Вполне возможно, что сознательно готовится трансформация белорусской системы управления из социально-ориентированной экономики в олигархическую . Очевидно, что это станет нарушением социального контракта Лукашенко и белорусского политического класса, контракта, который сохранялся до сих пор. Это будет означать смену элит и превращение нашей страны в европейскую Латинскую Америку с диким расслоением и нулевой вертикальной мобильностью. В этом случае также стоит ожидать поглощением нашей экономики российским бизнесом, но, правда, у нас появятся свои доморощенные олигархи во главе с высшим руководством страны.
Это два крайних сценария, возможны и промежуточные варианты, отмечает издание. Возможно, скоро мы будем жить совсем в другом обществе, к сожалению, более безрадостном. Нам придется вкусить все ужасы латиноамериканского быта, резюмирует «Наше мнение».
«Просим Вас поставить вопрос перед Советом министров о придании статуса социальной рекламы республиканской акции под рабочим названием «Предприниматели — против роста цен» и возможности демонстрации рекламных роликов на белорусском телевидении и размещения рекламы в других средствах массовой информации бесплатно». Письмо с таким пожеланием было подготовлено Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей на имя директора Департамента ценовой политики Минэкономики И.А. Фомина по итогам совещания представителей делового сообщества с министром экономики Николаем Снопковым , сообщает издание. Представители бизнес-сообщества также попросили внести в Совет министров предложение по введению моратория на действия надзорных органов при убыточной деятельности предприятий торговли в случаях применения ими пониженных торговых наценок на период стабилизации курса белорусского рубля.
«Мы проводим во вторник чрезвычайное закрытое заседание совета ОО «МССПиР», — сообщил Карягин. — «Ситуация чрезвычайно угрожающая, и мы приняли решение о проведении такой встречи, необходимости выработки модели поведения в связи с тем, что многие предприятия действительно вынуждены приостановить свою работу. Мы вносим в правительство ряд предложений, которые способны реально решить эту проблему. В том числе для компенсации населению и фирмам потерь мы вводим такое понятие, как «земельный сертификат». Мы сейчас начинаем, в течение суток прорабатываем акцию «Предприниматели против роста цен». Это не просто призывы сдерживать цены, но и просьба включить те механизмы, которые позволят предпринимателям не повышать цены. Потому что возникла серьезная угроза отмены либерализации ценообразования . И мы подготовили письмо министру экономики о том, что ни в коем случае нельзя этого делать. Такие действия отбросят нашу экономику на 5 лет назад. Последние два месяца частные предприятия выживают лишь благодаря тому, что были введены меры по либерализации цен».
— Решить ситуацию можно, во-первых, реально признав проблемы, которые есть в экономике страны и создав их реестр. Во-вторых, необходимо преодолеть причины, приведшие к этой ситуации. В-третьих, нужно выработать пакет чрезвычайных мер в экономике, ибо у бизнеса должна быть определенность. Он примет любые, самые жесткие решения. Можно выработать компенсационные механизмы, но бизнес четко должен прогнозировать на месяц, на полгода, на год возможности и условия своей работы. Это надо для совершения сделок, для закупки комплектующих и для формирования политики продаж. Вот это — четкий коридор возможностей. Я оптимист и считаю, что все это можно сделать в сжатые сроки. Правительство и все виды власти не должны быть дряблыми при решении проблем, стоящих перед белорусской экономикой», — резюмирует Карягин в интервью «Ежедневнику».