На основе доверия и взаимной выгоды
Укрепление сотрудничества с Европейским союзом – один из приоритетов внешней политики Казахстана. Особое место в рамках партнерства РК и ЕС занимают двусторонние связи с Францией, подкрепленные регулярными и продуктивными личными контактами президентов двух стран. О сегодняшнем состоянии и перспективах отношений с Пятой республикой – в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Казахстана во Франции Нурлана ДАНЕНОВА.
– Нурлан Жумагалиевич, нынешний год проходит под знаком 20-летия Независимости нашей республики. Практически все эти годы вы работаете в сфере внешней политики. Как вы оцениваете пройденный страной путь?
– Чтобы лучше понять то, что удалось осуществить за минувшие годы, необходимо вспомнить, с чего все начиналось, оглянуться в наше недавнее прошлое. Обретение независимости происходило на фоне глобальных геополитических потрясений, требовавших принятия быстрых, эффективных, смелых и взвешенных решений.
Именно в эти годы, решая сложнейшие оперативные задачи по обеспечению жизнеспособности государства, Президент Нурсултан Назарбаев выдвигает обращенные в будущее идеи и инициативы, разрабатывает стратегические программы, принимает дальновидные исторические политические решения. Речь в первую очередь идет об идее евразийства, Стратегии «Казахстан-2030», СВМДА, созыве Съезда лидеров мировых и традиционных религий, закрытии Семипалатинского полигона, добровольном отказе от четвертого в мире арсенала ядерного оружия. Последующие события подтвердили, что они явились важными вехами в деле укрепления национальной, региональной и глобальной безопасности.
Многовекторная внешняя политика Астаны также доказала свою эффективность. Находясь между Европой и Азией, Казахстан с общепризнанным статусом регионального лидера развивает взаимовыгодные и конструктивные отношения как со своими ближайшими соседями, такими державами и стратегическими партнерами, как Россия и Китай, страны ЦА, так и с Евросоюзом, США и другими государствами на всех континентах планеты.
Сегодня многие отмечают символичность связующей роли Казахстана между ОБСЕ и Организацией «Исламская конференция», в Совете министров иностранных дел которой наша страна будет председательствовать с июня текущего года. Но помимо символизма имеется и реальный практический интерес для всего мирового сообщества. Ведь наш народ обладает редким преимуществом – ему не чужд ни западный, ни восточный менталитет, нам одинаково близки благородные стремления народов, населяющих эти две части света. Отсюда и определенные ожидания того, что Астана может внести свой уникальный вклад в укрепление созидательного диалога.
Все, что Казахстан имеет сегодня, не было получено в одночасье. За этим стоят огромная интеллектуальная, государственная деятельность, международный авторитет Президента, Лидера Нации Нурсултана Назарбаева, труд, выдержка и терпение нашего народа.
– В последнее время в СМИ все чаще встречаются материалы о визитах, встречах, переговорах казахстанских представителей с официальными и деловыми кругами Франции. Чем обусловлена такая активность?
– Задачи, которые были намечены на первые два десятилетия независимости Казахстана, выполнены, и сегодня перед нашей страной стоят новые цели, вытекающие из стратегических установок Президента. Для их достижения, как и в прошлые годы, важно использование передового опыта наших надежных зарубежных партнеров. К таковым относится и Франция, занимающая во многих сферах ведущие мировые позиции и выполняющая роль одного из «локомотивов» Европейского союза.
Напомним, что Франция была в числе первых стран, признавших суверенитет Казахстана. В последние три года двустороннее сотрудничество заметно активизировалось, казахстанско-французские отношения вышли на качественно новый этап реального стратегического партнерства, не ограничивающегося официальными заявлениями, а подтверждаемого конкретными шагами и проектами.
Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев регулярно встречается с Президентом Франции Николя Саркози. Тематика переговоров лидеров достаточно разнообразна и насыщенна. Две страны активно взаимодействуют на международной арене, внося вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности и стабильности. Это было наглядно продемонстрировано в ходе казахстанского председательства в ОБСЕ. Ранее мне уже предоставлялась возможность высказаться на данную тему, поэтому отмечу лишь один принципиальный момент, который заключается в том, что впервые идея проведения Саммита ОБСЕ была отражена в совместном заявлении президентов Казахстана и Франции по итогам государственного визита Николя Саркози в Астану в октябре 2009 года. Фактически Париж первым, еще до начала председательства нашей страны в этой Организации, официально поддержал идею Нурсултана Назарбаева о проведении саммита.
Есть другая, весьма актуальная тема двусторонних переговоров. В ходе встречи на высшем уровне, состоявшейся в октябре 2010 года в Париже, президенты двух стран обменялись мнениями по реформированию мировой финансовой системы, выработке механизмов предотвращения колебаний валютных курсов и цен на рынках минерального сырья и продовольствия. Подходы к этим глобальным вопросам оказались близкими, а где-то даже очень схожими. Николя Саркози заверил Главу нашего государства, что учтет идеи и видение Астаны в ходе председательства Франции в G20.
Отдельные консультации идут в рамках предстоящей деятельности Казахстана на посту председателя СМИД ОИК. Подготовка к миссии в организации проходит в весьма сложный период волнений в арабском мире и сохраняющихся угроз терроризма и экстремизма, которые не знают границ. Регион, простирающийся вдоль южного побережья Средиземного моря до Персидского залива, был и остается в фокусе французской внешней политики в силу исторических связей. И если Казахстан выступает инициатором созыва в Алматы Специальной донорской конференции по Афганистану, то Франция намерена провести в Париже донорскую конференцию для Палестины.
Характеризуя межгосударственное партнерство, остается добавить, что Франция поддерживает заключение нового соглашения об усиленном партнерстве между Казахстаном и Европейским союзом. Астана в свою очередь рассчитывает на твердую поддержку Парижа в вопросах о заключении двустороннего Протокола между РК и ЕС о вступлении Казахстана в ВТО и облегчении визового режима.
– Давайте обратимся к казахстанско-французскому экономическому сотрудничеству. Насколько успешно оно продвигается и каковы наиболее значимые его результаты?
– Читатели «Казправды», полагаю, знают о совместных индустриально-инновационных проектах Казахстана и Франции. Это и сборка электровозов, и производство портативных радиостанций, и проекты в сфере авиации и космоса. Большое будущее за возобновляемыми источниками энергии и совместным проектом по производству из казахстанского высокочистого кремния панелей солнечных батарей. По оценкам экспертов Французского национального института солнечной энергии, наши фотовольтаические элементы по своим качественным характеристикам будут превосходить мировые аналоги.
Это крупные многомиллионные проекты, организованные по принципу передачи технологии и локализации производства в обмен на получение государственного заказа и закрепление на нашем региональном рынке. Они имеют много конкурентных преимуществ и должны заложить основы индустриальной диверсификации отечественной экономики.
Показателен такой пример – это совместный завод по производству цемента высокотехнологичным и энергосберегающим сухим методом близ поселка Мынарал в Жамбылской области. Завод примечателен и тем, что контракт о его строительстве был подписан в 2008 году – одновременно с заключением Договора о стратегическом партнерстве между главами государств. Французская компания, занимающая третье место на своем рынке, инвестировала 230 миллионов евро. Строительство закончилось в сентябре 2010 года, первая партия высококачественной продукции поставлена казахстанским потребителям уже в декабре того же года.
Конечно, цементное производство не требует такой тщательной подготовки инженеров, как для аэрокосмической, радиоэлектронной или атомной отраслей. Однако опыт и практические действия французского партнера в цементном проекте весьма полезны. Без особых проволочек французы провели в Алматы рекрутирование инженерного персонала, в поселке Мынарал набрали технических сотрудников. В итоге завод работает в штатном расписании, спрос на качественную продукцию на несколько месяцев опережает производственные возможности.
Отдельное внимание возглавляемая мною дипмиссия уделяет изучению инновационной политики, условий развития малого и среднего предпринимательства и государственно-частного партнерства, а Франция в этом имеет богатый опыт.
– Учитывая последние установки Главы нашего государства, не могли бы вы подробнее рассказать об опыте Франции в области поддержки инноваций?
– Безусловно, в деле строительства инновационной экономики будет востребован современный международный опыт и потенциал нашего ключевого партнера. Французы достигли солидных результатов в финансировании инновационного бизнеса. Основной упор государство делает на малые и средние предприятия, поскольку крупные компании имеют достаточно собственных средств на НИОКР. Здесь можно привести ряд аргументов и конкретных примеров.
Известно, что Франция занимает ведущие позиции на мировом рынке в таких секторах, как аэрокосмическая отрасль, атомная промышленность, телекоммуникационное оборудование, автомобилестроение, фармацевтика и косметика. Если первые три направления не вызывают сомнений, то читатель, вероятно, удивится, узнав, что французские автомобили уверенно занимают 25% европейского рынка наряду с немецкими, британскими и итальянскими.
Правительство четко осознает решающее значение инновационного развития страны в условиях жесткой глобальной конкуренции, от которой не убережет даже надежный щит «единого европейского рынка». Ежегодно инновационные расходы составляют 2,2% от ВВП, или около 40 миллиардов евро. В 2009 году французы решили сделать рывок на пути инновационного развития. Был организован крупный государственный заем в размере 35 миллиардов евро. На модернизацию высшего образования и профессиональную подготовку кадров будет использовано 11 миллиардов евро, на научные исследования – 8 миллиардов, на развитие промышленности, высокотехнологичных малых и средних предприятий – 6,5 миллиарда, цифровых технологий – 4,5 миллиарда и экологических программ – 5 миллиардов евро.
Для четкого понимания, насколько важны для Франции инновации, следует отметить, что эти крупные вливания осуществляются в кризисный и посткризисный периоды, когда дефицит государственного бюджета достигает 149 миллиардов евро, или 7,7% от ВВП, а государственный долг – 1 591 миллиард евро, или 82,9% от валового продукта.
С середины 90-х годов в стране действуют фонды венчурного капитала и специальные государственные институты по финансированию малого и среднего бизнеса, страхованию капиталов от риска и развитию инноваций. В 2005 году эти институты объединены в государственный инновационный холдинг ОSЕО. В настоящее время данная организация ежегодно охватывает до 80 тысяч инновационных предприятий, предоставляя финансирование на сумму до 30 миллиардов евро – это около 16,2 миллиарда евро целевых банковских кредитов, 11,5 миллиарда гарантий и 1,9 миллиарда евро прямых субсидий и грантов изобретателям. Ее уникальность не только в том, что она дает гарантии предпринимателю на 70% банковского займа (без залогов, денежных или имущественных обязательств), но и в широкой региональной сети – 25 локальных представительств по всей стране. Важно также, что организация предоставляет экспертные услуги и передает предприятиям накопленный опыт при разработке какого-либо конкретного проекта. Она выступает посредником со всеми экономическими, технологическими и финансовыми институтами, участвующими в создании новых технологий как во Франции, так и за рубежом.
– Для Казахстана было бы выгодно развернуть инновационное сотрудничество в сфере возобновляемых источников энергии с Францией, которая находится на втором месте в мире по их использованию после США. Показатель энергоемкости составляет 140 граммов нефтяного эквивалента на 1 доллар ВВП (на одном уровне с Германией и Японией), опережая США (190 граммов), Китай (200) и Австралию (190). Для сравнения: Казахстан затрачивает 430 граммов нефтяного эквивалента на 1 доллар ВВП.
Французское правительство активно поддерживает этот сектор экономики, настоятельно рекомендуя населению и компаниям устанавливать энергосберегающее оборудование и использовать энергию из возобновляемых источников. Предоставляется налоговый кредит, позволяющий компенсировать до половины капиталовложений в энергосберегающее оборудование. В результате почти все регионы страны располагают кластерами, использующими возобновляемые источники энергии.
Большое значение имеет модернизация промышленных предприятий, муниципальных объектов, частного жилья и транспортной системы, о значении которой недавно говорил Президент Нурсултан Назарбаев на очередном заседании Совета иностранных инвесторов. К примеру, 43% потребления энергии во Франции приходится на частные домохозяйства. Поэтому в 2006 году там внедрена система специальных энергосберегающих сертификатов для населения и сферы услуг, которые обязывают их снизить энергопотребление в течение трех лет. Речь идет о фиксации электропотребления на определенном уровне, и в случае превышения лимита, помимо тарифа, налагается штраф в размере 0,02 евро за 1 киловатт/час. Таким образом, во Франции в период 2007–2010 годов сокращено потребление на 54 миллиона киловатт/час (около 5 миллионов тонн нефти).
Другой мерой является обязательное бесплатное проведение на всех предприятиях энергетического аудита («энергетического сканирования»). Аналогичные акции делаются для частных домов. Франция работает также над созданием экологически сообразных и энергоэффективных городских районов, где вся система интегрирована.
Помимо энергоэкономии, данная отрасль имеет и социальные преимущества. Так, в настоящее время контроль за потреблением энергии и разработка возобновляемых ее источников привели к созданию во Франции сектора экономики с товарооборотом 33 миллиарда евро и занятостью до 220 тысяч человек.
В завершение хотел бы вновь отметить важность изучения и использования опыта развитых стран, и Пятой республики в частности. Также хотел бы еще раз подчеркнуть, что стратегическое партнерство Казахстана и Франции приносит свои заметные плоды.