Солнечный Крым дарит сеанс ностальгии

Если вам пришла охота поностальгировать или вы любопытны и вам захотелось посмотреть, как жили в СССР двадцать лет назад, отправляйтесь в Крым.

Пограничники с чрезвычайной скрупулезностью проверяют паспорта, а двое чиновников в огромных сдвинутых на затылок форменных фуражках внимательно следят за тем, чтобы никто не пересек без разрешения желтую полосу — символическую линию границы.

Шуток тут не понимают и, среди прочего, непременно спрашивают, с какой целью мы как граждане ЕС, которые имеют право на безвизовый въезд в Украину, посещаем страну.

Гость Симферополя с ходу может получить обзор хитов советского автопрома начиная от фыркающих «Запорожцев» и заканчивая автобусами ЛАЗ с грустными глазами.

Если не считать центра города с развешанными на уличных столбах громкоговорителями, из которых непрерывно раздается музыка в стиле диско и новости, то столица полуострова оставляет впечатление запущенности — то, что к Иванову дню трава вырастает по колено, это обычное явление.

Такое же, как забытые приезжим цирком четыре верблюда в Севастополе, которые пасутся на таком же газоне и судьба которых, как и многочисленных бродячих собак и кошек, никого особо не волнует.

Но по мере того, как вы удаляетесь от административного центра, картина начинает меняться. Если взять восточный курс на Феодосию и Керчь, то пейзаж поразит вас греческими мотивами, а если вы двинетесь в западном направлении, оставляя за собой Ялту, Алупку и Алушту, то природные красоты не уступят или даже превзойдут пейзажи, характерные для Южной Франции.

На востоке Крыма проживают крымские татары, турки, греки, украинцы, русские и еще бог знает какие народы, очень открытые и непосредственные люди — их  интересует все: откуда вы приехали, кто вы такие и т.д.

Разумеется, это не значит, что столь же любезны и работники сферы обслуживания. В общепите и магазинах все зависит от того, какое сейчас у обслуживающего вас человека настроение, впрочем, и от квалификации тоже — в сезон нанимают много дополнительного персонала, который вообще не обладает никаким опытом работы.

Так что чашку кофе придется ждать не менее четверти часа, а если что посерьезнее, то придется запастись совершенно нечеловеческим терпением.

Но это того стоит: еда всюду вкуснейшая — язык проглотишь. Будь это украинский борщ, окрошка или схваченный на ходу после прогулки тривиальный чебурек. А если вы увидите в меню украинское сало, обязательно попробуйте — буквально во рту тает!

Но в магазинах по-прежнему король не клиент, а продавец. «А, может, обойдетесь без колбасы?» — спрашивает продавщица после того, как считыватель штрих-кода не может прочитать его. «Платите лучше наличными!» — заявляет она, когда ей не удается справиться с карточным терминалом.

То тут, то там поругиваются, а при выходе из магазина вас может напугать уборщица, которая, широко замахиваясь метлой, подметает тротуар.

В расположенном в Алупке дворце Воронцова, услышав, что рассказывает турис­там очень своеобразный гид Владимир Степанович (если будете там, то заказывайте только его — повеселитесь от души!), сторожащая зал дама среднего возраста пожимает плечами и громко объявляет: «Какая ерунда!».

С Крымом интереснее знакомиться, отправляясь в дорогу с рюкзаком за плечами, — большие и микроавтобусы довезут вас куда угодно и при этом недорого, на перекрестках и обочинах дорог полно предложений домашнего размещения, причем можно торговаться.

Например, в Ялте за отдельную комнату на двоих с завтраком бабуля взяла с нас 150 гривен в сутки, т.е. примерно 13 евро, что, учитывая наш уровень цен, совсем недорого.

Если кто хочет пожариться на пляже, покупаться и получить побольше удобств, то и они найдут то, что им нужно. Есть уйма санаториев по хорошей цене, а в Ялте имеется даже единственный на полуострове пятизвездочный отель.

В Симферопольском аэро­порту, куда можно доехать из центра города на троллейбусе за одну гивну, к вам вновь отнесутся со всей серьезностью. Но, по-моему, чуть дружелюбнее, чем по прибытии. Хотя, может, мне это только показалось.