Три секунды на выстрел…

День клонился к своему завершению. Янтарные лучи вечернего солнца золотили макушки сосен, придавая неповторимое очарование притихшему лесу. Старший разведывательного дозора, внимательно изучив карту, уточнил предстоящий маршрут выхода в район разведки.

Командир посмотрел на часы. А затем в глаза своего напарника, вместе с которым предстояло совершить непростой рейд по вражеским тылам.

Не так давно (16–17 июня) в районе полигона Чепелево прошел чемпионат по тактической стрельбе среди подразделений специальной и войсковой разведки Вооруженных Сил. Участие в нем приняли десять команд. Среди них были представители разведывательных подразделений отдельных механизированных бригад (омбр), отдельных рот специального назначения (ор СпН) оперативных командований, отдельных мобильных бригад (омоббр), 5?й отдельной бригады специального назначения (обр СпН) сил специальных операций Вооруженных Сил и воспитанники главной кузницы белорусских офицерских кадров — курсанты факультета военной разведки Военной академии Республики Беларусь. Помимо этого, две команды шли вне зачета.

Когда отзвучали звуки Государственного гимна, возвещающего об открытии состязания, а в небо взмыл флаг, поднятый победителем прошлогоднего чемпионата, к застывшим в ожидании старта разведчикам обратился с напутственным словом отец Петр — настоятель храма мученика Иоанна-воина.

— Прежде всего для меня это возможность принести слово Божье воинам, — сказал священник. — Ваш ратный труд всегда благословлялся церковью. В нынешний век, когда многое зависит не только от техники, но и от морального духа воина мы, служители церкви, ответственны за духовное состояние белорусского воинства. На войне атеистов нет — каждый во что-то верит. Поэтому я здесь и нахожусь, чтобы поднять дух, укрепить веру и пожелать вам успеха. Чтобы все у вас с Божьей помощью было хорошо.

Дело в том, что существовавшие до недавнего времени упражнения по огневой подготовке для военнослужащих предполагали совершенствование навыков в стрельбе только на дальние расстояния. Как правило, от 200 до 450 метров из обычного стрелкового оружия. Из пулеметов и снайперских винтовок — и того дальше.

Но ведь, по большому счету, для разведчиков ведение огня на дальность нехарактерно. Исключение составляют разве что налеты и спецмероприятия по выводу из строя наиболее важных элементов объектов противника. Действуют разведчики в тылу противника обычно скрытно, на закрытой местности. При встрече с неприятелем расстояние до него при таком раскладе будет сведено к минимуму.

От 50 до 150 метров, не более. А бой в такой ситуации слишком скоротечен. 10–20 секунд решают все. Выстрелил первым — остался жив. Замешкался — победа за противником… Упредил, поразил, уничтожил — действуешь дальше. Промахнулся — шанса на второй выстрел может уже и не быть. Суровая боевая арифметика. Либо ты, либо тебя. Третьего не дано.

Вот здесь-то на первый план и выходит отменное владение навыками тактической стрельбы. То есть ведения огня в определенной тактической обстановке — быстро, четко, метко. Выиграл спасительные секунды — получил шанс отойти, выйти из-под огня, занять более выгодную позицию. Главное — навязать противнику свою тактическую и огневую схему боя. Это значит выжить и выполнить поставленную задачу. Что требует совершенно других навыков и умений.

— Занятия по тактической стрельбе именно этим правильным действиям и учат, прививают навыки, доводят их до автоматизма. Смысл тактической стрельбы сводится к тому, чтобы за меньшее количество времени произвести более качественный выстрел.

В подготовку разведывательных подразделений специального назначения занятия по тактической стрельбе были введены уже довольно давно. А вот для войсковой разведки это дело новое. Всего три года назад начали плановую подготовку подразделений в этом аспекте выучки. В основу легли упражнения, разработанные Центром специальной подготовки БФСО «Динамо» для силовых ведомств. Взяли их на вооружение, впрочем, не в полном объеме, а с учетом специфики деятельности подразделений войсковой разведки.

Надо отметить, что результаты первого чемпионата оставляли желать лучшего. Зато выводы были сделаны правильные. Работа за истекший период проведена немалая, к нынешнему чемпионату постарались подойти во всеоружии. Цели его, естественно, остались прежними — однако идти проторенными тропами не в правилах разведки.

— В этом году мы максимально усложнили обстановку и приблизили ее к боевой, — отметил руководитель чемпионата, начальник отдела управления Генерального штаба Вооруженных Сил полковник Олег Тупик. — В чем это выражается, увидите сами.

Сомневаться в сказанном не приходилось. Разведчики умеют отвечать за каждое произнесенное слово, за каждое сделанное заявление. Потому и люблю приезжать к ним на соревнования.

Обещанные сложности не заставили себя долго ждать. Автор этих строк смогла их не только увидеть, но и прочувствовать на себе.

Нововведения начались уже на первом этапе. Прежде чем выполнить упражнения по стрельбе, дозоры осуществили выход в район разведки — а это 20 километров по лесу. Да каких километров!..

Маршрут полковник Тупик выбирал сам. Со знанием дела. Максимально усложнив и приблизив обстановку к боевой. Здесь надо было выложиться на все сто.

Об этом я могу заявить с полной ответственностью. Потому что вместе с одним из дозоров и фотокорреспондентом Рамилем Насибулиным отшагала те километры от начала и до конца. Уж очень нам захотелось самим увидеть, что значит маршрут разведчика, максимально приближенный к боевому.

Идти приходилось все больше по лесу, так как дорога была изрядно разбита танками. Передвигаться же по этим колдобинам было удовольствием незавидным. Ноговыворачивающим… В душе рождались смешанные чувства к славной танкистской братии, значительно усложнившей наш путь. Ну очень смешанные!.. Да простят меня все танкисты, но в тот вечер я не раз помянула их незлым тихим словом — равно как и мои спутники. А может быть, и все участники этапа чемпионата.

Когда мы преодолели добрую четверть маршрута, мимо нас с невероятной скоростью пронеслись курсанты-разведчики, стартовавшие позже.

— Не набегались еще, — точно подслушав мои мысли, сказал старший дозора, с которым мы «разведывали маршрут».

Да ни о чем они не говорят! Ни о чем. Не сбивают они дыхание глупостями. Так как понимают друг друга и без слов. С полувзгляда.

Когда поставлена задача, означено время, за плечами тридцатикилограммовый мешок, а впереди разбитая, раздолбанная танковыми гусеницами дорога и густой лес, как-то не слишком размышляется ни о вечном, ни о прекрасном, ни даже о насущном. Все мысли фокусируются в единственно возможном направлении. Втянуться в ритм, преодолеть, успеть, выполнить, выжить.

И воцарились в моей голове еще две мысли (особенно во время второй половины маршрута). Первая из них: как бы не отстать. Вторая вертелась вокруг того — как бы это помягче сформулировать… Стоит ли идти навстречу своим желаниям — или же необходимо вовремя их ограничивать? Что я здесь делаю? И для чего мне это все надо?.. И это при том, что в моей сумочке ничего тяжелее диктофона и блокнота с ручкой не наблюдалось.

Однако, дойдя до финиша, я твердо осознала, что усилия того стоили. Что мне это надо. И если бы представилась такая возможность вновь, повторила бы все сначала не раздумывая.

Согласно правилам проведения чемпионата, все передвижения по маршруту осуществляются с соблюдением скрытности. За нарушения судьи наказывали самым беспощадным образом. Команды, которые пренебрегли этим правилом, были незамедлительно оштрафованы на десять баллов. И это правильно. Назвались груздями — полезайте в кузов. Заявили о действиях, максимально приближенных к боевым, — следуйте этому принципу неукоснительно. На протяжении всего чемпионата.

— Особо хочется отметить отличную организацию чемпионата и объективное судейство. Все этапы проходят четко и слаженно. Судьи беспристрастны. Максимум справедливости и отсутствие предвзятости — великое дело. Когда начинаются закулисные игры, а такое на некоторых соревнованиях случается довольно часто, снижается боевой дух участников. Когда же все заинтересованы в выявлении реального положения дел в огневой и тактической подготовке разведывательных подразделений, участвовать в таком соперничестве становится намного приятнее.

Я, к примеру, здесь уже второй год. И за все это время у меня ни разу не было повода усомниться в объективности судейства.

Самая тяжелая, изнурительная часть первого этапа осталась позади. Ночь накрыла притихший лес своим покрывалом. Разведчики, уютно расположившись среди сосен и разлапистых елей, забылись мирным, здоровым, молодецким сном. В ту ночь и автор этих строк уснула как никогда быстро. Едва голова дотронулась до подушки, как я сразу же провалилась в мутную пустоту сна.

Утро нового дня встретило всех ярким солнечным светом, пением птиц и шумом ветра в кронах деревьев. Опрокинутая чаша неба манила своей пронзительной голубизной. Погода шептала!..

Участники чемпионата, восстановив силы после недавних испытаний, собрались в районе тира. Здесь им предстояло «вступить в огневой бой при внезапном столкновении с противником». То есть выполнить упражнения по стрельбе из автомата АКС-74 и пистолета ПМ. Вести огонь приходилось из различных положений, в ограниченное время, да еще с полной боевой выкладкой — а это как минимум килограммов тридцать веса за плечами. Что, сами понимаете, дает несколько другие результаты.

Вместе с остальными участниками ожидал выхода на огневой рубеж и единственный среди них рядовой срочной службы гвардеец Сергей Борисик, выступавший за команду 11?й гвардейской омбр. В состав остальных дозоров входили исключительно офицеры либо военнослужащие, проходящие службу по контракту.

— Усталость дает о себе знать, — поделился Сергей своими впечатлениями о прошедшем накануне марше. — Успешно отстреляться будет сложнее. Но мы постараемся справиться.

— У нас в бригаде еженедельно проходят занятия по тактической подготовке, в программу которых входит и марш-бросок от трех до пяти километров, — продолжил разговор старший этого дозора младший лейтенант Александр Б. — Раза три-четыре в неделю бегаем с рюкзаками за плечами. Все как положено. Поэтому пробежать здесь для нас не проблема. Главное испытание — стрельба. Но мы настроены на победу. По-другому нельзя. Здесь все хотят победить.

Судьи и во время стрельбы сурово наказывали тех, кто нарушал правила ведения огня. Проштрафившиеся участники дисквалифицировались, получая за выполнение упражнений ноль баллов. А это значительно снижало общую оценку дозору. В реальной же боевой ситуации цена несобранности возрастет стократ.

Особенно порадовали результатами стрельбы воспитанники Военной академии. Курсант третьего курса Сергей Шинкевич выполнил все заявленные упражнения на оценку «отлично». Да и его товарищи по команде ненамного отстали от своего бесспорного лидера.

— Пока я доволен результатами своих подопечных, — прокомментировал ситуацию начальник факультета военной разведки полковник Игорь Казаков. — Мы впервые участвуем в чемпионате. И для курсантов это отличная практика. Здесь как нигде приходит четкое осознание того, чему необходимо научиться самому и впоследствии учить личный состав. Приобретается бесценный опыт действий в нестандартной ситуации, организации подобных мероприятий. Такое соперничество вырабатывает дух состязательности, что в разведке превыше всего. Более того, здесь все участники получают замечательную возможность воплотить теоретические знания в практику.

Подавляющее большинство участников продемонстрировали способность быстро занимать огневую позицию, определять исходные установки для стрельбы, произведя прицельный выстрел, стремительно уходить с линии огня, своевременно сменять огневую позицию. Практически все уложились в три-четыре секунды. Замешкаться — значит подарить шанс противнику выстрелить первым. А это неминуемая гибель.

В соответствии с тактическим замыслом состязаний было определено: если группа столкнулась с противником — значит, она обнаружила себя. Ей во что бы то ни стало необходимо уйти от преследования. Скрыться. Раствориться в лесной чаще.

Однако при этом никто не застрахован от неожиданной встречи с дозором неприятеля. Такое случается на войне довольно часто, история последних вооруженных конфликтов знает немало подобных фактов. И тогда выживает тот, кто, повторюсь, выстрелит первым. Выстрелит и поразит неприятеля.

Именно эти умения и демонстрировали участники на втором, заключительном этапе чемпионата. Он включал в себя два элемента: отрыв дозора от преследования и боестолкновение с дозором «противника», так называемую «дуэль дозоров». Во время выполнения этого упражнения члены команды одновременно должны были поразить свои цели. Причем поразить их дважды. Двойным выстрелом — фирменным приемом спецподразделений ГРУ.

— В прошлом году это упражнение выполнялось налегке — только оружие. В этом году уже и с боевой экипировкой… Все как положено. А это дает определенную погрешность в качестве стрельбы. И погрешность серьезную.

Ну а то, что еще перед дуэлью участники бегут марш-бросок пятикилометровый, максимально приближает ситуацию к боевой. И стреляют сразу, с ходу. Без единой секунды отдыха. Многие из-за этого показали не такие отличные результаты, как на тренировках. Уметь своевременно восстановить дыхание, сосредоточиться, принять изготовку и произвести прицельный выстрел — фактор немаловажный. А быть может, и определяющий. Это наиболее интересный этап для всех без исключения команд.

Результаты этого этапа действительно показали, что уровень огневой подготовки у всех участников высок. А вот с выносливостью дело обстояло несколько хуже.

— Опыт ведения практической стрельбы вкупе с физическими нагрузками очень полезен и необходим в нашей подготовке. В реальных боевых условиях командиру группы придется вести свое подразделение с еще большими нагрузками. И мы должны быть готовы к этому. Назрела пора отходить от старой программы огневой подготовки. Необходимо совмещать ее с тактико-специальной — именно этого требует специфика выполняемых нами задач.

Победу и на этом этапе одержали сильнейшие. Те, кто лучше справился с волнением. Кто быстрее восстановил дыхание. Совладал с собой. И, может быть, те, кому звезды в тот день благоволили чуточку больше. Удачу, случай, стечение обстоятельств еще никто не отменял.

— Радует то, что ни одна группа не отстрелялась на двойку, — отметил представитель Западного оперативного командования полковник Дмитрий Р. — «Дуэль дозоров» показала, что наши разведчики в своей основной массе готовы к неожиданной встрече с противником и способны выйти из нее победителем. Большинство команд поразили обе цели на оценку «хорошо». Время, затраченное на выполнение упражнения, — три — пять секунд. Мы готовы к внезапной встрече, нас голыми руками, как баранов, не возьмешь.

Итоговая же победа на чемпионате досталась разведывательному дозору 38?й гвардейской отдельной мобильной бригады. Виват победителям! Виват гвардейцам!

Победа их ценна еще и тем, что в прошлом году они замыкали турнирную таблицу. Для крылатой пехоты это послужило сигналом к самым решительным действиям, их результаты ныне очевидны для всех. Кто действует, тот побеждает. Кто не стоит на месте, вкалывает на все сто, тот и показывает результат.

Итог, достойный славной когорты крылатого братства сильных духом людей! Там, где они, там победа!.. И это не пустые слова, это стиль жизни. Что и доказали гвардейцы в слонимских лесах.

— Мы очень много сделали за прошедший год, — сказал начальник команды 38?й гвардейской омоббр гвардии подполковник Юрий К. — Были внесены серьезные коррективы в огневую подготовку подразделений. Но останавливаться на достигнутом не собираемся. Нам есть к чему стремиться. Было бы очень хорошо, если бы упражнения, выполняемые на этапах чемпионата, каждый последующий год отличались от предыдущего. Реальная боевая ситуация непредсказуема — такими же непредсказуемыми стали наши профессиональные состязания, которые максимально приближены к боевой ситуации.

Приятно удивили курсанты факультета военной разведки академии. Дозоры будущих офицеров заняли второе и третье места. Вот уж точно — золотая кузница кадров. Смена разведчикам растет достойная, славная смена! Такого результата перед началом чемпионата мало кто ожидал.

Факультет готовит курсантов по двум направлениям — управление подразделениями специальной и войсковой разведки и радиоконтроль и противодействие. Проходной балл на первую специальность — один из самых высоких в Военной академии, что говорит о ее престиже и популярности среди абитуриентов.

— По окончании чемпионата мы проведем тщательный анализ его итогов, внесем изменения в учебные планы и программы по тактико-специальной, огневой и физической подготовке, — сказал после объявления результатов полковник Игорь Казаков. — Преподаватели по этим дисциплинам смогут сделать соответствующие выводы, направленные на дальнейшее совершенствование форм, способов и методов подготовки офицеров?разведчиков.

Лучшим в стрельбе из пистолета ПМ стал представитель 5?й обр СпН. В стрельбе из автомата АКС-74 победил гвардии старшина Вадим Т., выступавший за команду 38?й гвардейской омоббр. Его грамотные, четкие, тактически выверенные действия заслужили уважение как у судей, так и у всех наблюдавших за стрельбами офицеров.

В общекомандном первенстве лучшей стала команда Военной академии. Чуть меньше повезло на этом чемпионате команде сил специальных операций, занявшей второе место. Представители ССО показали стабильные, хорошие результаты, но им везло чуть меньше. Третье место завоевала команда Западного оперативного командования.

Перед началом церемонии награждения небо заволокло набухшими серыми тучами. Хлынул короткий летний дождь, смывая чьи-то несбывшиеся надежды, разочарования и огорчения… Но к означенному времени он, словно по договоренности с руководителями чемпионата, сошел на нет. Лишь где-то неподалеку еще громыхали раскаты грома. Они звучали точно литавры в честь победителей, радость которых не смогли омрачить ни набежавшая хмарь, ни накатившая сырость, ни накрапывающая небесная влага.

— Результаты этого чемпионата меня как его руководителя удовлетворили полностью, — сказал в завершение полковник Олег Тупик. — Если в прошлом году у нас были явные лидеры и аутсайдеры, то сейчас все выступали стабильно. Команды шли без сильного отрыва. Одним повезло больше, другим меньше. Это говорит о том, что люди задумались, сделали соответствующие выводы, и не просто сделали их, но и внесли соответствующие коррективы в программы подготовки. Результат налицо. Однако необходимо в дальнейшем обратить особое внимание на развитие у личного состава выносливости. Практические навыки в тактической стрельбе с учетом полной нагрузки — экипировки и физической выносливости — оказались недостаточными, именно это стало ахиллесовой пятой в ходе чемпионата. Занятия по огневой подготовке необходимо проводить в связке с физическими нагрузками, только в этом сочетании есть смысл.

…Итак, главная цель чемпионата — проверка готовности органов специальной и войсковой разведки к выполнению задач по предназначению с учетом тактической стрельбы — выполнена. Большинство прибывших на него команд продемонстрировали системный подход к подготовке по тактической стрельбе, что не может не радовать. Ибо система — залог успеха. Залог выживаемости группы, выполнения задачи и сохранения человеческих жизней.

Как заверили меня организаторы, в следующем году чемпионат однозначно будет усложняться, развиваться и совершенствоваться. Наметили предмет дальнейшего обсуждения, основные направления деятельности. В том, что за соответствующими выводами последуют и конкретные действия, сомневаться не приходится.