Туркменистан: Матери военнослужащих съезжаются в Абадан с требованием выдать им тела сыновей

Матери военнослужащих, погибших на прошлой неделе в результате взрыва в городе Абадан, прибывают в разрушенный город, требуя выдать им тела сыновей для захоронения, сообщил сегодня EurasiaNet источник, пожелавший остаться неназванным.

Власти не позволяют жителям забрать тела своих родных и близких, погибших в результате взрывов, вызывая тем самым подозрения, что официальные данные о гибели 15 гражданских лиц и 2 военнослужащих, неохотно озвученные должностными лицами через три дня после трагедии, могут быть заниженными.

«Это станет самым серьезным испытанием для властей: в Абадан прибывают матери многих военнослужащих. И они требуют, чтобы им предъявили их детей», – сказал нам источник.

Хотя люди начали возвращаться в дымящиеся останки домов в поисках принадлежащего им имущества, сохраняются опасения, что неразорвавшиеся снаряды и присутствие неподалеку еще одного арсенала могут стать причиной новой трагедии.

В видеоматериале, снятом ресурсом TurkmenDissidentTV в десяти километрах от места взрывов, слышны звуки приземляющихся и рвущихся неподалеку снарядов: на такое расстояние от складов разлетались боеприпасы. Журналист-любитель, снимавший этот материал, подвергал опасности не только свою жизнь, но и рисковал оказаться за решеткой: по имеющимся сведениям, блюстители порядка изымают фото и видеоматериалы.

Первоначально руководство Туркмении заявило, что причиной инцидента стал взрыв пиротехнических средств, но потом объяснило масштаб нанесенного ущерба, сообщив, что возгорание привело к детонации пиротехнических средств и их разлету, в радиусе которого оказался армейский склад, где хранились подлежащие утилизации взрывчатые средства от боеприпасов времен Советского Союза.

Согласно репортажам, полученным независимым сайтом Туркменской инициативы по правам человека chrono-tm.org, число погибших может превышать 200 человек. Эти выводы базируются на рассказах очевидцев о виденных ими погибших и том факте, что в Абадана дислоцировалось 270 военнослужащих, но после взрывов в наличии насчитывалось лишь 150 человек. И хотя в последующие дни некоторые из военнослужащих обнаружились, по меньшей мере 100 солдат числятся пропавшими. Появление солдатских матерей, которые не могут добиться информации о своих сыновьях, говорит о том, что власти могут до сих пор утаивать данные об истинном количестве погибших.

Как сообщает корреспондент chrono-tm.org с места событий, он узнал о взрывах из новостей российских каналов (у многих жителей Туркменистана до сих пор имеются спутниковые антенны, принимающие российские и турецкие каналы). Вскоре после взрывов население западного района столицы сообщило об отключении у них электричества, воды и газа, а к некоторым в поисках прибежища начали прибывать родственники из Абадана.

По словам корреспондента, 8 июля он направился в Абадан. Город был открыт со всех направлений, только вдоль трассы на Ашхабад было выставлено невооруженное оцепление. Никакой нервозности в поведении военнослужащих не наблюдалось. Проезд к БезмеинГРЭС, обслуживающей Абадан, был перекрыт руководством станции. На территории воинской части, находящейся в 50 метрах от ашхабадской трассы, можно было наблюдать выгоревший дотла склад ГСМ, в который попал снаряд.

Версия властей о возгорании пиротехнических средств может и соответствовать действительности, отмечает корреспондент, судя по сообщениям из местных источников о том, что эти средства действительно недавно были приобретены в России для проведения в октябре праздничного фейерверка в честь 20-летия независимости республики.

Однако хранились они неподобающим образом у входа в основной терминал склада боеприпасов прямо под открытым небом. Отсутствовал даже брезентовый тент, который защитил бы складированную пиротехнику от прямых солнечных лучей, что является грубым нарушением правил техники безопасности. По некоторым оценкам, на складах хранилось от 5 до 50 тыс. тон боеприпасов, включая патроны для стрелкового оружия, ручные гранаты, гранаты для РПГ, заряды для установок «Град» и «Смерч».

«Поэтому можно себе представить мощность взрывов и радиус разлета осколков и неразорвавшихся боеприпасов», – подчеркивает корреспондент. По словам очевидцев, разрывы прекратились лишь к утру 8 июля, то есть через сутки после первоначального взрыва.

Пострадали жители Абадана и расположенного по соседству бывшего колхоза. Неразорвавшиеся боеприпасы были обнаружены даже в селении Геокче. На месте происшествия до сих пор работают солдаты и сотрудники чрезвычайных служб, в задачи которых входит нахождение и обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов.

Несколько месяцев тому назад генпрокуратура провела проверку данного склада боеприпасов и выявила ряд нарушений. О результатах проверки было доложено в отдел кабинета министров, однако мер для исправления ситуации принято не было.