ОДКБ: «Священный союз монархов» или декорация?
Коллективные силы быстрого реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ) будут оснащены новейшим оружием, сообщил в понедельник генсек организации российский генерал Николай Бордюжа.
По словам чиновника, программа перевооружения будет представлена лидерам стран-участниц на саммите в декабре.
Комментируя последние новости, связанные с ОДКБ, аналитики говорят, что постсоветские лидеры не знают, чего опасаться больше: революций по образцу арабских, или «руки Москвы».
В пятницу главы, входящих в организацию государств, провели в Астане шестичасовую неформальную встречу. Выйдя к журналистам, председательствующий сейчас в ней Александр Лукашенко сделал акцент на обеспокоенности его коллег событиями на Ближнем Востоке.
Некоторые эксперты высказывают предположение, что ОДКБ, замышлявшаяся как «анти-НАТО», намерена переключиться на борьбу с внутренней оппозицией, и даже проводят параллели со Священным союзом монархов, созданным в 1815 году на Венском конгрессе для совместного противостояния европейским революциям.
Однако большинство наблюдателей склонны полагать, что руководители Белоруссии и центральноазиатских стран не захотят дать России карт-бланш на вмешательство в их внутренние дела и предпочтут обеспечивать стабильность своих режимов «домашними средствами», а в рамках ОДКБ ограничиться обменом опытом и разведывательной информацией.
В интервью Интерфаксу Николай Бордюжа заявил, что воинские контингенты ОДКБ «не должны превратиться в жандармскую организацию».
Он подчеркнул, что отказ от ввода сил ОДКБ в Киргизию во время внутреннего конфликта в прошлом году «был абсолютно осознанным, и решение об этом принималось коллегиально всеми государствами», и «дальнейшее развитие обстановки подтвердило, что это решение было абсолютно правильным».
«Вооруженные формирования ОДКБ, даже если их удастся сформировать в более масштабном варианте, по сравнению с НАТО абсолютно неэффективны, — заявил Русской службе Би-би-си российский независимый политолог Алексей Воробьев. — Масштабы несопоставимы. Никто из соседей не проявляет желания нападать на страны-члены ОДКБ. А использовать их в качестве внутреннего жандарма очень сложно. Ясно, что Россия по определению играет первую скрипку, и у партнеров есть серьезные опасения, что она сможет использовать эти силы как инструмент для упрочения своего влияния».
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов также уверен, что «многие страны Центральной Азии, а также Белоруссия, вряд ли захотят дать России возможность вмешиваться в свои внутренние дела».
«В случае, если КСОР получит возможность вмешиваться во внутренние конфликты, ОДКБ станет аналогом совета государств Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, который выступил в роли главного тушителя революционного пожара. Но это обоюдоострое оружие», — заявил Лукьянов газете «Коммерсант».
«ОДКБ — это декоративный орган, который будет существовать, будут проводиться театрализованные военные учения, но реальной силы и реальной цели его военная составляющая иметь не будет. Надувание щек демонстративное, чтобы показать, что наш бронепоезд стоит на запасном пути», — предполагает Алексей Воробьев.
В отличие от официальных саммитов ОДКБ, которые проходят раз в год в декабре, встреча в Астане была подчеркнуто неформальной. Только Дмитрий Медведев появился в галстуке, и то, увидев расстегнутые воротники партнеров, снял его и спрятал в карман.
По мнению аналитиков, судьба лидеров Египта и Туниса наводит некоторых несменяемых постсоветских руководителей на малоприятные мысли. Нурсултан Назарбаев возглавляет страну, в качестве первого секретаря республиканского ЦК, а затем президента, 22 года, Александр Лукашенко и Эмомали Рахмон — 17 лет, и, судя по всему, им, как говаривал член Политбюро Егор Лигачев, «чертовски хочется работать» и дальше.
«Коммерсант» цитирует анонимного дипломата, по мнению которого, «если раньше некоторые страны воспринимали членство в организации чуть ли не как обузу, то события в Африке их отрезвили».
Александр Лукашенко также говорил об «арабской весне»: «Лейтмотивом мероприятия стало то, что мы должны усилить ОДКБ. У нас появилось много направлений деятельности в связи с последними событиями в мире. В том числе и происходящими по периметру арабской дуги, африканского севера».
В частности, по его словам, «мы договорились, что будем совместными усилиями вырабатывать у себя противодействия угрозам, прежде всего в виртуальном и киберпространстве».
Представители российских спецслужб неоднократно указывали на интернет, как на угрозу, и предлагали тем или иным образом «отрегулировать» его, однако президент Дмитрий Медведев до сих пор высказывался за свободу в виртуальном пространстве.
Судя по интервью Николая Бордюжи, ОДКБ особенно тревожит возможное проникновение исламского радикализма из Афганистана, однако речь идет не о военном противодействии, а об обмене разведданными.
«Не секрет, что в последнее время очень много организаций фундаменталистского и экстремистского толка активизируют свою деятельность в Центрально-Азиатском регионе. На их работу влияет, прежде всего, нестабильная обстановка в Афганистане. Оттуда подпитываются эти организации, получают как финансовую, так и идеологическую поддержку», — заявил он, добавив, что у спецслужб стран ОДКБ «есть списки людей, проходящих подготовку в этих лагерях, а также данные о их местоположении».
Договор о коллективной безопасности был подписан шестью постсоветскими государствами 15 мая 1992 года и вступил в силу после ратификации парламентами 20 апреля 1994 года.
На московском саммите 14 мая 2002 года было принято решение сформировать полноценную международную организацию — ОДКБ. В настоящее время в нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования было принято на саммите ОДКБ 4 февраля 2009 года в Москве. Белоруссия присоединилась к нему лишь в октябре того же года из-за происходившей в то время «молочной войны» с Россией, а Узбекистан не ратифицировал до сих пор. Кстати, его лидер Ислам Каримов не приехал и на недавнюю встречу в Астане.
В настоящее время КСОР состоят из девяти батальонов — трех российских, двух казахстанских и по одному от остальных государств-участников. Они находятся на национальной территории и могут быть использованы «для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Для этого требуется единогласное решение руководства стран ОДКБ.
Общая численность КСОР составляет около четырех тысяч военнослужащих. Авиационная составляющая (10 российских самолетов и 14 вертолетов) дислоцируется на базе в Канте, Киргизия.