Хотели как лучше – получилось как всегда (парламентарии о ГКЧП)
19 августа исполняется 20 лет со дня «августовского путча». Этот день, ставший символом конца СССР, формально должен входить в десятку наиболее значимых дат более чем тысячелетней российской истории. Между тем сегодня о нем трудно сказать что-то определенное. Сначала казалось, что этот день будет героизирован противниками СССР, затем показалось, что его демонизируют и объявят трагическим событием. Так, например, по данным Левада-центра, в этом году доля тех, кто говорит о гибельных для страны последствиях событий августа 1991 года, оказалась самой высокой, достигнув 39 процентов.
Однако доминирующим настроением граждан России по поводу переломной для страны даты становится безразличие. Экс-президент СССР Михаил Горбачев сейчас рассказывает, что знал о планах ГКЧП (ранее эту версию историки высказывали со ссылкой на дневник его помощника Анатолия Черняева), но это не становится сенсацией. Никого не заинтересовали и появившиеся в печати в эти дни фрагменты мемуаров Сергея Станкевича, входившего в дни путча в ближайшее окружение Ельцина и лично руководившего демонтажем памятника Дзержинскому.
Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 68-72% наших соотечественников уже не помнят ни одного имени из ГКЧП, а оценку тем событиям затрудняются дать вдвое больше респондентов, чем в 1994 году. Показательно, что на просьбу вспомнить хоть кого-то из противников ГКЧП две трети опрошенных ответили отказом, и лишь 26% смогли назвать Ельцина.
Как вы оцениваете события «августовского путча»? Изменилась ли ваша оценка за последние годы? Чем объяснить безразличное отношение многих граждан России к тем событиям?
Парламентарии по-разному оценивают августовский путч, но в целом считают его одним из важнейших событий в истории России. Политики поделились своими версиями произошедшего 20 лет назад и высказались о причинах падения интереса россиян к теме ГКЧП.
«Некрасивой» считает критику участников ГКЧП через 20 лет после августа 91-го председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Камчатского краяВиктор Орлов.
«Пусть своими способами, но они хотели сохранить великую державу», — заявил сенатор, попутно выразив благодарность им за то, что «не допустили кровопролития в стране». «Про СССР многие же вспоминают с теплом и ностальгией», — добавил он.
Одновременно парламентарий признался, что ГКЧП он не поддерживал тогда и не поддерживает сегодня. «К моменту «августовского путча» я уже был в команде Ельцина, политические убеждения которого мне близки до сих пор», — сказал Орлов.
По словам политика, его можно назвать почти участником тех августовских событий. На тот момент он занимал должность первого зампреда Государственного комитета РФ по геологии и использованию недр, и в его задачи входило, в том числе, в чрезвычайных ситуациях не допустить беспорядков в отрасли, которые могли бы перерасти в беспорядки в стране. «У нашей отрасли оружия было больше, чем у военных, поэтому первое, что я сделал в 6.00 утра 19 августа 91 года — направил всем начальникам экспедиций срочные телеграммы принять неотложные меры по повышению охраны оружейных парков, складов взрывчатых материалов, опасных объектов», — поведал сенатор.
Виктор Орловтакже рассказал, что поскольку ГКЧП отменил все функции союзных органов власти, то его, как члена ельцинской команды, поставили смотреть за четким исполнением резолюций российских органов власти на территории страны.
«Началом развала СССР» является дата 19 августа 1991 года для заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представителя в СФ от законодательного органа госвласти Новгородской областиМихаила Сорокина.
«С другой стороны, победа над ГКЧП – это шаг вперед, шаг к созданию нового общества», — заявил сенатор.
Между тем парламентарий признался, что он часто и с ностальгией вспоминает период Советского Союза. «Во времена великой державы меня, как советского человека, уважали во всех республиках. Сегодня же меня, россиянина, не уважают нигде», — с горестью произнес политик.
Данные опроса ВЦИОМ, свидетельствующие об индифферентном отношении большинства россиян к «августовскому путчу», сенатор связывает с изменением сознания, внутреннего мира людей, а также с появлением «новой прослойки населения, которой безразлична страна и для которой слово «Родина» — пустой звук». «Это с сожалением приходится констатировать», — подытожилМихаил Сорокин.
«Серьезной авантюрой» считает события августа 1991 года заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Забайкальского краяБато-Жаргал Жамбалнимбуев.
«Создание ГКЧП – это реванш старой гвардии, которая хотела сохранить существовавшую систему», — заявил сенатор. «Между тем большинство людей, которые с началом перестройки уже прочувствовали вкус перемен, не хотели возвращаться назад», — указал парламентарий, признавшись, что и он относился к тем, кто не хотел обратно в советское устройство.
Одновременно Жамбалнимбуев в действиях путчистов видит и отдельные плюсы. «Гэкачеписты подтолкнули страну к более активному построению нового демократического общества», — сказал он. Вместе с тем политик заметил, что «и корни большинства наших сегодняшних проблем лежат в тех постпутчевых годах». «Прежде всего, — это колоссальный разрыв между богатыми и бедными, хотя люди, конечно, шли в новую страну не для того, чтобы жить плохо и тяжело», — подчеркнул сенатор. Зато, продолжил парламентарий, граждане получили разного рода свободы. «Но до того момента, когда мы сможем сказать, что у нас все хорошо, у нас построено настоящее демократическое государство, нам еще идти и идти, работать и работать», — утверждает политик. По его словам, произойдет это «еще очень не скоро».
Безразличное отношение большинства нынешних россиян к тем событиям сенатор объясняет стремлением людей двигаться вперед. «Просто современные люди живут будущем, поэтому все их помыслы и чувства направлены вперед», — высказал мнениеБато-Жаргал Жамбалнимбуев, посоветовав при этом гражданам все же не забывать историю и периодически оборачиваться назад.
События августа 1991 года «заслуживают особого внимания и изучения как со стороны России, так и других стран», считает член Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от законодательного органа госвласти республики БашкортостанРудик Искужин.
«Тем более на фоне того, что в последнее время происходит на арабском Востоке, в Европе и странах СНГ», — заявил сенатор. Со своей стороны парламентарий полагает, что период в 20 лет не совсем достаточен для оценки происходящего в те дни.
Вместе с тем, по мнению Искужина, сегодня можно говорить о том, что представители тогдашнего руководства страны, вошедшие в ГКЧП, «имели в принципе благие намерения – сохранить то политическое, экономическое, духовное, культурное пространство, которое досталось нам от наших предков». «Недаром же в действиях фигурантов того процесса не было найдено состава преступления, и спустя некоторое время все они были отпущены на свободу», — заметил политик.
Сенатор признался, что он до сих пор испытывает «горечь от утраты того пространства». «Уверен, что для большинства людей потерь от раскола страны оказалось больше, чем приобретений», — высказал мнение парламентарий.
Политик полагает, что в случае с результатами опроса ВЦИОМ по поводу отношения граждан к «августовскому путчу», говорить о равнодушие, о безразличном их отношении к тем событиям нельзя. «То, что они не помнят фамилий участников ГКЧП, еще ни о чем не говорит. Я тоже помню не всех. Считаю, что просто был неправильно поставлен вопрос. Если бы вопрос звучал по-другому, то уверен, что большинство четко бы обозначили свою позицию относительно потери существовавшего пространства», — подытожилРудик Искужин.
«Огромным шагом вперед» в истории российского государства назвал победу над ГКЧП в августе 91-го заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, член фракции «Единая Россия»Владимир Колесников.
«Очень радует то, что августовские события не обернулись кровавыми потрясениями для людей», — отметил депутат. Он также подчеркнул, что события, связанные с путчем, продемонстрировали «полную некомпетентность советского руководства в решении государственных вопросов и необходимость демократических перемен».
Вместе с тем Колесников признал, что поначалу социально-экономические преобразования в стране «пошли не по тому курсу, который декларировался». «На демократической волне во власть пришло немало людей, которые думали одно, говорили другое, а делали третье», — указал депутат. По его словам, в первые послепутчевые годы ожидания и надежды многих граждан на изменение их жизни к лучшему не оправдались. Во многом именно с этим политик связывает сегодняшнее равнодушное отношение значительной части россиян к августовским событиям.
Одновременно парламентарий отметил, что сегодня Россия «хоть и медленно, но уверенно продвигается по пути реформ и развития своей экономики». «Конечно, этому серьезно мешают различные кризисы и люди, не заинтересованные в сильной и независимой России, но я убежден, что все у нас получится», — резюмировалВладимир Колесников.
Большое значение придает событиям августа 91-го заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции «Единая Россия»Борис Резник.
«То, что тогда удалось предотвратить путч – это великое дело», — заявил депутат. Как отмечает парламентарий, «обозначились демократические ориентиры, Россия пошла по пути нормального развития». «Конечно, ей пришлось столкнуться с множеством проблем, часть которых не решена и до сих пор», — признал Резник.
По словам депутата, члены ГКЧП серьезно ошиблись в методах достижения своих политических целей. «Им не стоило рассчитывать на поддержку своих тоталитарных действий людьми, которые к тому времени успели глотнуть свободы и уже не могли мириться с подавлением демократии», — указал он. В то же время он отметил, что не считает путчистов «какими-то неисправимыми ортодоксами». «Многие из них стремились сохранить страну, что, в принципе, отвечало интересам самих граждан», — обратил внимание политик.
Парламентарий также полагает, что сегодня не стоит особо удивляться отсутствию у многих россиян интереса к августовским событиям. «Двадцать лет – это большой срок, да и проблемы сегодняшнего дня всегда волнуют людей больше, чем события дней минувших», — подчеркнулБорис Резник.
«Не изменилась» за прошедшие годы оценка августовских событий 91-го у заместителя председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия»Олега Шеина.
«Я и сегодня считаю, что тогда была предпринята неудачная и не имевшая никаких шансов попытка сохранить СССР», — заявил депутат. Как отмечает парламентарий, спасти Союз от развала было невозможно «через принятие верхушечных, аппаратных решений». «Такие решения при любом раскладе событий не могли быть поддержаны обществом», — убежден Шеин. По его словам, «одно дело запугать людей танками и бэтеэрами, а другое – предложить им четкую социально-экономическую альтернативу и гарантии демократии, пусть даже социалистической».
Нынешнее безразличие большинства россиян к данной странице отечественной истории депутат считает «вполне объяснимым». «В настоящее время есть масса современных проблем, которые тревожат людей гораздо больше – это и попытки повысить пенсионный возраст, и многочисленные проблемы, связанные с политической монополией в стране», — указал парламентарий. «Общество больше заботит то, что будет со страной через два-три года, а не события двадцатилетней давности», — подчеркнул политик.Олег Шеинтакже обратил внимание, что сами путчисты после августа 91-го практически не участвовали в активной политической жизни, поэтому сегодня далеко не каждый может вспомнить их имена.
«Принципиально не изменилась» оценка августовских событий 91-го года у члена Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления, члена фракции КПРФАнатолия Локтя.
«Эмоционально я очень остро переживал все те события», — отметил депутат. По его словам, «сегодня эмоции притупились, но общая позиция, связанная с оценками этого исторического периода, осталась неизменной». «Для меня очевиден трагизм роли и судьбы участников ГКЧП, которые искренне пытались сохранить нашу великую державу, но в результате оказались крайними», — отметил парламентарий, подчеркнув, что с большим уважением относится к этим людям. Депутат, в частности, рассказал, что у него были дружеские отношения с Валентином Варенниковым, и до сих пор сохранились хорошие отношения с Анатолием Лукьяновым и Василием Стародубцевым. «К сожалению, обстоятельства сложились так, что те, кто пытался воспрепятствовать развалу страны, оказались наказаны, а основные виновники разрушительных процессов, такие как Горбачев и его приспешники, были представлены чуть ли не потерпевшими», — обратил внимание Локоть.
Парламентарий не разделяет мнение о том, что значительная часть россиян проявляет сегодня безразличие к событиям двадцатилетней давности. «Просто на протяжении всех этих лет руководство страны предпринимало максимум усилий, чтобы не всплыла вся правда о причинах и виновниках тех трагических дней», — полагает он. Как считаетАнатолий Локоть, «то, что некоторые называют безразличием – это на самом деле результат целенаправленной информационной политики государства, ставящей своей задачей замалчивать правду о событиях, которые привели к плачевным для страны и ее народа последствиям».
«Трагическими событиями в истории страны» считает события августа 1991 года член Комитета Госдумы по финансовому рынку, член фракции КПРФБорис Кашин.
«Это была верхушечная операция с элементами провокации со стороны одних и искренним желанием спасти Союз со стороны других», — выразил мнение депутат. Как полагает парламентарий, «нам еще предстоит дать глубокий анализ тем событиям, когда станет яснее роль их участников и все тайные пружины, которые были использованы для уничтожения СССР». «Хотя предательская позиция Горбачева уже давно не подлежит сомнению, до сих пор трудно понять, как ему, Ельцину и прочим деятелям удалось переиграть патриотично настроенные силы», — указал Кашин.
Нынешнее индифферентное отношение многих россиян к событиям августа 91-го депутат связывает с тем, что победа над ГКЧП, по его мнению, «не была обусловлена народным протестом». «Само появление ГКЧП было встречено в народе совершенно спокойно, а события у стен Белого дома явились явно пропагандистской, заранее спланированной акцией», — считает Кашин. По его словам, в отличие от них «то, что происходило вокруг Белого дома в 93-м, можно действительно считать настоящим народным движением против ельцинской власти, которое было жестоко подавлено». «И сегодня власти не случайно уходят от оценок событий, связанных с расстрелом в октябре 93-го здания Верховного Совета», — отметилБорис Кашин.
«Против порицания» участников ГКЧП выступаетХусейн Чеченов, возглавлявший ранее в Совете Федерации Комитет по образованию и науке и представлявший в СФ правительство Кабардино-Балкарской республики.
«Они в общем-то преследовали благую цель — сохранить страну в том виде, в котором для нас ее завоевали наши отцы и деды, причем, еще до советского периода», — заявил экс-сенатор.
Как отмечает Чеченов, «это были их намерения, основанные на серьезных результатах мартовского референдума, показавшего, что большинство граждан выступает за Союз, а также их долг, который они, к сожалению, не выполнили». «Приняв единственно верное решение уберечь страну от распада, они в результате свели все к театральному действу, одним словом, не справились со своей обязанностью», — подчеркнул бывший парламентарий, заметив, что, по его сведениям, «в то время далеко не все регионы были против действий ГКЧП и не спешили их осуждать».
Отнеся «августовский путч» к важнейшим государственным событиям,Хусейн Чеченовобъяснил безразличное отношение большинства нынешних россиян к ним «запутанностью и крайней сложностью современной жизни».