Какая армия нужна России сегодня?

Уже двадцать лет минуло со дня полного и окончательного развала Советского Союза. Уже двадцать лет Россия вынуждена самостоятельно отвечать на новые вызовы без помощи так называемых «братских» республик.

И за эти двадцать лет Россия уже почувствовала на себе и давление со стороны Запада, и болезненные уколы со стороны соседей, и давление масс-медиа. На фоне этих событий часто появляются возгласы о том, что армия в России ничтожна, что она не выполняет возложенных на нее обязанностей, что ее вообще пора реформировать так, что мать родная узнать не смогла бы. К этим высказываниям примешиваются еще и плаксивые возгласы «патриотически» настроенных слоев населения. Мол, армия нам не нужна, мы и сами как-нибудь решим вопросы своей безопасности: взятку дадим лютому ворогу, он и отстанет.

А уж как больно глядеть на то, как двухметровые детины от армии «косят», выдумывая вместе в врачами несуществующие болезни. Сегодня можно уверенно говорить о том, что российская армия снова стала рабоче-крестьянской. Почему? Да потому что дети бизнесменов, политиков, поп-звезд и прочей «элиты» ни за что не собираются послужить своей Отчизне хотя бы годок. Будут, понимаешь ли, солисты группы «Корни» и прочие Никиты Малинины бегать в бронежилетах по тверским болотам? Оно им надо? Лучше эти парни сопли польют на экране – попса. Вот и идут в армию дети колхозников, слесарей и уборщиц. А что этим ребятам остается делать? Кстати, большинство из них даже не собираются уклоняться от службы.

Да если взглянуть на историю, то такое положение вещей в нашей армии сложилось давно. Неужели наше общество и правда думает, что выполнить «интернациональный долг» в Анголе или Афганистане горело желанием все молодое мужское поколение? Безусловно, нет! Если проанализировать списки погибших солдат в ходе афганской войны, то вырисовывается очевидная картина: около 90% погибших солдат срочной службы – это дети все из тех же трудовых семей, которым выбирать не приходилось. У них не было ни мысли, ни возможности дать взятку в районном военкомате местному «царьку» с парой больших звезд на погонах, чтобы остаться дома.

Выходит, что советская, российская армия была с некоторым процентом гнильцы. Хочешь служить – пожалуйста, не хочешь – тоже, пожалуйста – можно и договориться. Не зря у нас есть много низкооплачиваемых медицинских работников и любителей шальных денег среди сотрудников военных комиссариатов. В наше время гнильцы лишь стало больше.

Государство упорно говорит о повышении денежного довольствия военнослужащих, об увеличении числа льгот для их семей, о прочих благах. Но во многих воинских частях условия службы близки к средневековым. Когда туалет находится на улице в 50 м от казармы, а тот, что в казарме, забит уже несколько месяцев и источает страшное зловоние, то тут не о боеготовности надо говорить, а о личном выживании в пункте дислокации войск. С экранов телевизоров нам твердят, что идет масштабное перевооружение российской армии, а на деле у нас даже нет квалифицированных летчиков, танкистов и других представителей военных профессий, которые смогут новым оружием управлять. А если и есть, то им негде осуществить повышение квалификации, ведь обучение продолжается на старой технике со старыми военными догмами.

Да что там боеготовность, когда солдат кормят собачьими консервами, а отцы-командиры укладывают долларовые пачки в свои карманы. Какое перевооружение, если вместо новых поставленных в войска автоматов нашим бойцам вручают оружие, с которым принимали присягу еще их отцы, а то и деды. Вспоминается эпизод из фильма «9 рота», когда прибывшему солдату вручают пулемет с кривым стволом, владелец которого, мол, «геройски погиб».

Здесь нужно не впадать в слезные истерики, а сообща искать и находить выход. Если у армии нет вообще никакого стержня, и отсутствует даже самый мизерный общественный контроль, то от такой армии можно ждать чего угодно, только не защиты. Современной армии нужны не спасители-контрактники, которым большую сумму может заплатить противник и они перейдут на его сторону, армии нужны общественная поддержка и реальный общественный контроль. Не будем же посыпать голову пеплом, а лучше постараемся вернуть образу русского солдата и русского офицера облик настоящих защитников Отечества.