Шатающийся стул премьера

Девальвация рубля стала фоном для рокировки в правящем российском тандеме. Что ставит в повестку дня интересный вопрос — Владимир Путин так сильно стремится в Кремль или просто бежит из Белого Дома?

За последние 10 дней рубль неожиданно начал резко падать. Бивалютная корзина опустилась на 6%. А что, собственно случилось? Да, ничего неожиданного, просто рано или поздно это должно было случиться.

Грецию можно отрезать, ампутировать из зоны евро и особых последствий это иметь не будет, а вот Италия — третья евроэкономика — и это уже серьезно.

Наконец, в начале августа разрешился спор об американском госдолге — теперь есть куда вкладывать доллары. Все эти факторы подтолкнули капиталы к бегству из еврозоны и лед тронулся — доллар начал расти. За последний месяц он вырос к евро на 7%.

Забавно, что падение рейтинга США по версии S&P никак не повлияло на ситуацию. Капиталы смотрят на доллар с надеждой. И как только доллар стал расти, немедленно заработала положительная обратная связь: просто переведя деньги из евро в доллары можно было заработать 7% за месяц, даже не вкладывая их никуда. Это само по себе разгоняет рост доллара.

А США нужен прилив капиталов, нужны эти евроденьги для рыночного финансирования своего госдолга. И единственный способ их привлечь — это как раз рост курса доллара. Что делает низкодоходные вложения в американские госбумаги сразу супердоходными и, главное, без потерь для бюджета.

В общем, понятно, что до конца года доллар будет скорее всего умеренно расти, а рынки – падать с высокой волатильностью. Чтобы в 2012 году начать рисовать победную восходящую динамику и эйфорию.

Нефть с апреля этого года в целом падает и, похоже, к концу года станет ниже $100 за баррель. Играть на повышение на этом рынке без общего монетарного ослабления и финансовой эйфории банки не хотят — рискованно.

Золото — последнее прибежище капиталов — сильно выросло, когда все было плохо и в Европе, и в США. Сейчас о кризисе в США все забыли. Поэтому, вероятно, золото также будет падать или стабилизируется до конца года — выбор рынков в пользу американских госбумаг очевиден.

Что это означает для России? Стагнация и падение цен на нефть/газ и металлы ведет к сокращению профицита торгового баланса и через год-два такой динамики вполне может привести к исчезновению его вообще. Это будет означать огромную волатильность рубля и, скорее всего, его сильную девальвацию. Но это — через год-два.

Но это замедление само по себе никак не могло привести к резкому обострению недоверия к рублю — слишком рано для этого. Так что же с рублем?

С осени прошлого года начался отток капиталов и достаточно сильный. И весь последний год он продолжается.

Начало этого оттока вполне синхронизируется с одним политическим событием — снятием Юрия Лужкова с поста мэра Москвы. Московские капиталы потянулись за рубеж. Потом давление на активы ЕленыБатуриной и Банка Москвы — конечно, это спровоцировало отток в десятки миллиардов долларов. Потом к нему присоединился тонкий ручеек из Питера — бизнес-структур, связанных с Валентиной Матвиенко. Все хотят спасти свои деньги.

Похоже, теперь отток пойдет из всех источников, кроме напрямую связанных с Путиным и его ближайшим окружением. Экономика попала под пресс и растекается.

к середине 2012 года подоспеют и экономические проблемы, связанные с сокращением профицита торгового баланса и нефтегазовых/экспортных доходов бюджета. Так что рубль будет в течение ближайших лет, похоже, только ослабляться.

Поворот руля с экспортноориентированной на внутреннеориентированную экономику должен быть явным и заметным, а не осуществляться под действием рыночных волн и ветра. Не мы управляем кораблем российской экономики, его просто несет вперед — куда? Как всегда, не знаем…

Вернемся к США — экономическому лидеру мира. Показать рост в американской экономике и задобрить избирателя можно, пожалуй, только одним путем — снижая цены на нефть. Это немедленно отражается на доходах американцев — на стоимости бензина для автомобилей и дизтоплива для обогрева домов и горячей воды.

Но вот удастся ли американским властям организовать такое падение цен на нефть? Ведь для ощутимого эффекта нужно падение не менее, чем на $30-40 за баррель, т.е. хотя бы на треть, лучше — наполовину. Тогда переизбрание Барака Обамы будет обеспечено, даже если это и не подвигнет американскую экономику к росту, американцы оценят его усилия.

Но как сдержать спекулятивный рост цен на срочных товарных рынках при монетарном ослаблении? Как оставить капиталы в секторе американских госбумаг, не пуская их на рынки товарных фьючерсов? Задачка очень не тривиальная. Впрочем, ее не стоит относить к числу невозможных. Вспомним, в 2008 году падение цен на нефть в 4 раза уже было. Но как это сделать без мощнейшего финансового кризиса?

По любому решение этой задачки предполагает в 2012 году рост доллара и инициацию все б о льших экономических проблем в Европе для притока капиталов в США, но вряд ли это достаточные условия. Нужны чисто институциональные изменения в структуре рынков и серьезное административное давление на крупный бизнес. Возможно ли это — не знаю.

В любом случае американские власти будут максимально возможно сдерживать рост нефтяных цен и делать все возможное для их понижения. Это будет означать просто экономический крах для России где-то в 2013 году. А скорее — раньше, т.к. все тенденции будут очевидны уже в 2012. Очевидность тенденций к кризису всегда скачком приближает его.

Я думаю, что описанный сценарий имеет очень неплохие шансы на осуществление. Если бы я был заинтересован в политической карьере Дмитрия Медведева, я бы посоветовал ему в такой ситуации пересидеть бурю в спокойном кресле председателя Совета Федерации, но уж точно не идти в премьеры…