Румыния атакует, а Россия вновь входит в моду — Известия

На кинорынке в Канне состоялась презентация проектов российских режиссеров, а в конкурсе — премьера нового фильма Кристиана Мунджиу

Кадр из фильма Кристиана Мунджиу «За холмами». Источник: kinopoisk.ru

В последние годы Каннский кинофестиваль редко обходится без скандалов. В 2009-м пресса освистала «Антихриста» Ларса фон Триера, в 2010-м город перекрывали из-за демонстраций против включения в конкурс антифранцузского фильма алжирца Рашида Бушареба «Вне закона», в прошлом году случилась знаменитая история с Гитлером и фон Триером. 

По сравнению с этим Канн-2012 пока проходит спокойно. Но мини-скандал все же случился — на пресс-показе фильма лауреата «Золотой пальмовой ветви» Канна-2007 румынского режиссера Кристиана Мунджиу. После финальных титров с разных концов зала раздалось «бу-у-у» столь громкое, что даже заглушило аплодисменты.

Между тем картина «За холмами», на мой взгляд, не только на порядок превосходит все, пока предъявленное в конкурсе, но является одним из самых сильных фильмов новейшего времени. И на пресс-конференции, куда пришли в основном поклонники Мунджиу, ему устроили овацию, какую здесь услышишь нечасто. 

В основе сюжета история, наделавшая семь лет назад много шума и легшая в основу документальной книги Татьяны Никулеско Бран. Молодая девушка приезжает погостить к подруге в один из молдавских монастырей, подвергается обряду изгнания бесов и вскоре умирает. Но, как это всегда бывает в большом кино, реальный факт становится лишь отправной точкой для мощного художественного высказывания. Хотя «высказывание» в данном случае — не совсем точное слово. 

Режиссер намеренно убирает из фильма себя, свою точку зрения. В картине, снимавшейся ради психологического правдоподобия в хронологическом порядке, нет даже музыки — она возникнет только на финальных титрах. «Я не хотел давать зрителю подсказки, какую эмоцию и когда он должен испытывать», — говорит по этому поводу сам Мунджиу. Нет в его фильме ни правых, ни виноватых, ни разоблачения религии, ни попытки ее защитить. Но есть удивительное ощущение присутствия в каждом кадре добра и зла. Причем источник ни того, ни другого мы угадать не можем. 

Видимо, именно это придает всему происходящему формат настоящего триллера. Во всяком случае, все два с половиной часа картина смотрится на одном дыхании. Работа оператора Олега Муту безукоризненна, при том что картина снята очень длинными — иногда до 8 минут — планами. И хотя действие происходит в южной части Европы, кажется, что над всем этим витает брейгелевский дух. 

Муту — уроженец советской Молдавии, снимавший в числе прочего «В субботу» Александра Миндадзе и обе игровые картины Сергея Лозницы. Одну из главных ролей в фильме Мунджиу играет Валерий Андриута — уроженец Азовска и выпускник Тбилисского театрального института, переехавший затем в Будапешт. Румыния, как, пожалуй, никакая другая страна Европы, не входящая в бывший СССР, близка нам. А потому прорыв румынского кино в мировое пространство произвел на российских кинематографистов сильнейшее впечатление. И до сих пор служит вдохновляющим образцом. 

Положа руку на сердце, фильмов равновеликих тому, что снял Мунджиу, в современном российском кино я не знаю. Но среди представленных в Российском павильоне новых, находящихся в работе или только что завершенных проектов как минимум две трети обещают стать событиями.

И судя по реакции зарубежных участников мероприятия (а на презентацию, модераторами которой были Андрей Плахов и Ник Виварелли из Variety, пришли представители крупнейших американских компаний: Fox Searchligt, AFCI и Sony Classics), возможно, успех их ждет и за пределами России.

Это «Долгая счастливая жизнь» и «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, «Восьмерка» Алексея Учителя, «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева, «Танец Дели» Ивана Вырыпаева. На презентации стали известны некоторые новые подробности производства этих картин. 

Во-первых, продюсер Роман Борисевич раскрыл, наконец, загадку названия нового фильма Хлебникова. У картины о российском фермере, которая является вольным ремейком американского фильма 1952 года «Ровно в полдень», рабочее название было «Конецдворье». И буквально пару недель назад возникло новое: «Долгая счастливая жизнь» — по песне группы «Гражданская оборона». Но фильм с таким названием уже был снят в 1966 году — и это единственная режиссерская работа знаменитого сценариста Геннадия Шпаликова.

Борисевич признался, что данное обстоятельство его, конечно, смущало. Но, изучив внимательнейшим образом биографию Шпаликова, пришел к выводу, что между этой  трагической фигурой советского кино и героем фильма Хлебникова немало общего. Поэтому новое название оставил, и звучит оно еще и как память о Шпаликове.  

Во-вторых, выяснилось, что продюсерами фильма «Восьмерка», который Алексей Учитель снимает сейчас по повести Захара Прилепина, помимо самого Учителя являются также Константин Эрнст и Екатерина Мцитуридзе. Что, впрочем, неудивительно: Эрнст был и продюсером «Края», а глава «Роскино» и Российского павильона Мцитуридзе принимала активное участие в продвижении этого фильма, ставшего номинантом премии «Золотого глобуса».

И наконец, в-третьих, было официально объявлено, почему фильм Ивана Вырыпаева «Танец Дели» скрывается пока от российской публики. Его ждут в Риме, где руководство местным фестивалем взял на себя Марко Мюллер. 

Кстати, у многих наших картин, первая презентация которых проходила в Российском павильоне, международная фестивальная судьба складывалась весьма удачно. В этом году на открытие павильона, работа которого проходит при поддержке Сбербанка России, собралось гораздо больше народу, чем он способен вместить.

И уж совсем неожиданным стало появление человека в военной форме и с орденскими планками — говорят, это заместитель министра обороны Франции заглянул на огонек. По всей видимости, последние политические события резко обострили интерес к нашей стране, и, как это было во времена горбачевской перестройки, российское кино вновь входит в моду. Во всяком случае, может войти — если этот шанс не упустит.  

 «Мой фильм о том, как люди пытаются помочь тем, кого любят»

На пресс-конференции в Канне лауреат «Золотой пальмовой ветви» Канна-2007 Кристиан Мунджиу рассказал, что было для него самым важным в новом фильме «За холмами»:

«Хорошо бы этот фильм смотрели без сравнения с другими, особенно с предыдущей моей работой. Я, во всяком случае, хотел сделать что-то кардинально отличное. И только окончательно выбрав эту историю, вдруг осознал: героини вновь две молодые девушки. Но в отличие от «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — это не фильм о дружбе. Это фильм о любви и о том, на какие жертвы люди идут ради нее. О личных выборах в жизни каждого человека и о состоянии тотальной покинутости. 

В картине нет моей личной точки зрения. Я просто излагаю обстоятельства каждого персонажа, а зрители вольны  сами выносить суждения. Вопрос, который меня действительно волновал: что правильнее — сделать ошибку, не совершив поступка, или ошибиться, пытаясь помочь? Это фильм о том, как люди пытаются помочь тем, кого любят. Для меня это во многом фильм о конфликте рационального и спиритуалистического постижения жизни. 

Я никого не критикую. И говорю не о Православной церкви, а в гораздо большей степени о предрассудках и о том, надо ли понимать религию буквально. Но в конечном итоге вам решать, что вышло: критика каких-либо институций или просто комментарий к происходящему. Что касается того, как сказывается кризис на моей работе, то мне, как и моим коллегам, ежедневно приходится сталкиваться даже не с финансовым, а с иным кризисом: кризисом зрительского восприятия.

Нас тепло принимают на международных кинофестивалях, но дома мы никому не нужны. Зрители ходят на голливудский «интертеймент» — ну как после этого их заставишь смотреть наше кино? Вот это настоящая проблема. А финансирование… Ну да, с этим стало сложнее. Именно поэтому я впервые снял свой фильм в формате копродукции. Хотя вообще-то я этого не люблю: слишком уж много мнений возникает в процессе работы по поводу того, что ты делаешь».