Светлана Аллало:
Главный озеленитель треста «Сургут» в Краснодарском крае за два года своей работы превратила территорию санатория «Нефтяник Сибири» в настоящий дендрарий. Светлана Аллало активно занялась выращиванием различных видов деревьев и кустарников. Она твердо решила представить приезжающим из Сургута гостям все разнообразие уникальных субтропических растений, благо климатические условия это позволяют.
– Каждый рукотворно созданный парк или ландшафтный участок несет в себе какую-то идею. Что выражает ваш сад?
– Я стремилась максимально широко представить все многообразие флоры нашего региона, ведь у нас могут произрастать уникальнейшие растения. Наш парк должен погрузить отдыхающих в особый мир цветового и ароматного разнообразия. Я хочу добиться постоянного цветения или сменяющейся цветовой гаммы за счет окраса листвы, цветов, плодов, структуры стволов. Прекрасно подходит для этого японский бересклет. В европейской части на зиму у него облетает листва. А в нашей субтропической зоне он вечнозеленый. В нашем парке бересклет японский проявляет себя во всем великолепии: с первыми почками он выпускает лимонно-желтые листья и стоит горящим кустом всю весну. Потом его цвет становится желтым, более насыщенным.
Такой стилизованный птичий двор создан из разрозненных одиночных садовых фигур. Сейчас это любимое место прогулок детворы
–А что с другими растениями?
– Например, в европейской части выращивается барбарис обыкновенный, плоды которого используют в качестве приправы в плов. У нас произрастает барбарис Тунберга пурпурный. Он горит бурым красным цветом и служит окаймлением для других растений. А вот лаванда и зимой, и летом имеет голубой оттенок листвы. А во время цветения она создает фиолетовые шапки.
Но чаще всего цветы уже и не нужны, глаз будет радовать текстура и цветовая гамма листвы. А еще у каждого декоративного кустарника возникает свой аромат, который тоже действует на приехавших из суровых условий северян.
– Вам легко об этом рассуждать. У вас такая благодатная почва и мягчайший климат — с Сургутскими условиями не сравнить.
– Зря вы думаете, что у нас нет проблем с выращиванием растений. Почва здесь намного скуднее, чем в Краснодаре, мы находимся у самой кромки моря, и соленый бриз мешает многим растениям. Приходится учитывать множество факторов.
Опираясь на такую науку как дендрология, можно выбирать места для произрастания: по определенным склонам, за высотными зданиями. И добиться можно многого, мы используем и топиарное искусство (фигурная стрижка деревьев и кустарников с целью придания им различных форм), и создание горок и ландшафтных композиций.
Лестница здоровья, которая проходит через всю территорию санатория, тоже имеет интересные ландшафтные решения
– Дендрология – это наука о деревьях?
– Да, и знание особенностей различных видов деревьев позволяет максимально полно использовать их потенциал. Например, кипарис вечно зеленый пирамидальной формы украшает высокими свечками наш ландшафт. А рядом у нас растет кипарис аризонский, который имеет совершенно другую окраску листвы и разлапистую форму. Он придает совсем иной характер ландшафту.
– Нам, приезжим, хочется как можно больше узнать о диковинных для нас растениях.
– Именно поэтому я собираюсь на территории санатория «Нефтяник Сибири» создать дендропарк, представив здесь все разнообразие. И те растения, которые вы выращиваете на севере, на подоконнике в горшке, здесь можно наблюдать в свободном произрастании. Например, гибискус травяной покрыт яркими красными цветами. Гортензии у вас выставляют как клумбовые растения, у нас они в почве растут самостоятельно. На нашей территории за счет повышенной кислотности почвы они приобретают голубой или фиолетовый окрас.
Особая наша гордость – клен ясенелистный, деревья особым образом подстригаются, чтобы не закрывались видовые точки парка, получается аллея с небольшими деревьями. А вот клен японский имеет совершенно другую форму и окрас листьев. Его плакучие ветки и красный лист очень хорошо подходят для создания уголков в японском стиле.
Веселые уголки неожиданно открываются в самых потаенных местах парка санатория
– Как в парке складываются стилизованные уголки? Где-то есть намек на Японию, где-то на Гжель.
– Мы делаем различные декоративные вкрапления, для того чтобы обыграть наши растения. Стараемся это сделать ненавязчиво. Например, Япония у всех ассоциируется с камнями, фонариками, мостиками и японским кленом. Фоном высаживаем бамбук, что тоже дает отсыл на Японию. Вскоре здесь появятся стилизованные лавочки и кулиса. Мы уже имеем уникальную плакучей формы японскую софору. Кроме того, присутствуют бересклет вечнозеленый, бересклет форчуна, азалия с лососевыми цветами, туя, скимия. Разнообразные плющи окаймляют каменные отсыпки. И все это играет на создание образа Японии.
Привитая форма дерева софоры очень интересно смотрится в этом уголке. Руководство купило этот экземпляр, и я очень ему благодарна. Это растение лекарственное, оно цветет очень красиво, но нас оно еще не радовало своим цветением, будем надеяться, что скоро это произойдет.
–А есть ли у вас плодоносящие растения в саду?
– Жимолость многим известна как плодовое растение, но у нас выращивается ее декоративный вид. Причем у нас жимолость не теряет листву всю зиму, а совсем немного на север, и это растение облетает уже осенью.
Еще одно растение, которое является гордостью нашего парка, – айва японская. Его научное название хиномелис. Плоды у него бывают разной формы и разного окраса. Причем, содержание витамина «С» в его плодах в несколько раз превосходит показатели лимона.
Смолосемянник – еще один уникальный вид, на нем появляется гроздь лимончиков. Весной на кустах распускаются гроздья белых цветов, источающих тончайший аромат. Мне он напоминает французские духи. А потом глаз радуют уже плоды: они созревают до желтого цвета, потом раскрываются, как банан, и внутри оказываются ярко-оранжевые семена. Весь год растение украшает собой нашу территорию.
Модная японская тема присутствует в декоре ансамбля сада
– А вы знаете что-нибудь про северные растения?
– Могу рассказать про кедр. Он произрастает и на севере, и на юге. Но не многие северяне знают, что кедровые орешки дает совсем не кедр, а сосна кедровая. В нашем парке есть кедр гималайский. Широко представлены у нас виды сосны, тоже северного растения. На территории есть сосна крымская, пицундская и веймутова.
В центре санатория возле фонтана растет самая старая пицундская сосна, которая сохранилась со времени строительства.
– Да, с кедровыми орешками произошел какой-то казус. А есть еще какие-то интересные истории с путаницей названий?
– Акацией называют робинию. Это быстрорастущий, лесообразующий, засухоустойчивый вид растений. Их возраст может достигать ста лет. Эти деревья с белыми цветами называют акацией, но настоящая акация цветет розовыми шарами, похожими на ершика, и листва у нее, как у мимозы. Но, к сожалению, сейчас оно у нас быстро погибает, не доживая до взрослого возраста.
– А какие растения могут выжить у кромки моря?
– Это те растения, которые растут у нас на пляже. Агава американская, например, из которой делают текилу. Ее просто боготворили ацтеки. На родине она достигает трех метров в высоту. Живет она 12-13 лет. Зацветает белыми цветами. Ацтеки вырезали середину и собирали сок этого растения, из него готовили пищевые добавки, компоты и основы для алкогольных напитков.
Еще одно растение – юкка, прекрасно переносит жару и соленый бриз. У нее есть минус – колючие листья, но есть и плюс: весной юкка выбрасывает стрелку с глянцево-белым большим цветком. Может цвести два раза в год.
– Какое у вас удивительное место: цветы распускаются два раза в год.
– Мы действительно пользуемся такой возможностью. Аграрии могут посеять озимые и яровые, мы тоже можем сеять цветы в декабре-январе, а в марте-апреле высаживать в грунт для радости первых наших отдыхающих. Когда эти цветы у нас отцветают, мы можем на их месте посадить новые растения. Виола или анютины глазки вообще цветут в декабре. В позапрошлую зиму у нас тюльпаны цвели в январе.
– Это аномалия?
– Нет, это зона температурного режима. Легкая почва прогревается до такого состояния, что зимой зацветают цветы.
– У вас есть новый корпус № 4 в стиле хай-тек. Какие растения смогут украшать такое здание?
– В старой части санатория гости могут видеть игру красок и различных оттенков. Разбивая парк возле нового корпуса, у меня стояла задача выстроить четкие линии, обеспечить строгое, красивое цветение и сохранность растений, ведь корпус находится очень близко к морю, и соленый бриз там постоянно воздействует на деревья.
Легко справляются с этой ситуацией тамариксы, они похожи на хвойные растения. Но они лиственные и еще способны цвести мелкими белыми или розовыми цветками, собранными в крупные кистевидные соцветия. Еще до цветения, когда его ветви усыпаны бутонами, оно настолько декоративно, что производят впечатление усыпанного бисером (отсюда одно из народных названий тамарикса – бисерник).
Пример топиарного искусства, созданный руками сотрудников санатория «Нефтяник Сибири»
– Возле нового корпуса и растения новые для санатория?
– Да, они отличаются от уже имеющихся на территории. Например, я посадила здесь молодые кустики лагерстремии или индийской сирени. Она цветет розовыми, малиновыми и бардовыми цветами. Сейчас им всего два года, бурное цветение здесь будет через пару лет.
Конечно, не все можно купить, и я по своей привычке, если вижу какое-то интересное растение, всегда его черенкую для санатория. Так я поступила и с актинидией или северным киви. Здесь люди ведрами собирают урожай этого растения, и я добьюсь, что на территории «Нефтяника Сибири» по забору будут плестись ветви северного киви. Вы покупаете этот плод в магазине, а здесь посмотрите, как он произрастает.
– Так в чем же новизна в оформления возле нового корпуса?
– Сам корпус блестит и сверкает своей никелировкой, он современный, пятизвездочный, очень комфортабельный. Здесь необходимо неординарное решение: вкрапления цветочков здесь будет неактуально. А вот кустарники правильной формы, строгие четкие линии, тщательно подстриженные сочные зеленые лужайки подчеркнут его великолепие.
Всевозможные оттенки зеленого можжевельника и сочная трава подчеркивает холодный мрамор, его величие и красоту. Ну, какие здесь могут быть цветочки?
– При создании парка часто используется топиарное искусство. Применяете ли вы такие виды оформления?
– Существуют растения, которые стричь можно, а есть такие, которые нельзя. Об этом нужно помнить. Например, у нас есть уголок сада, который я называю мини-Версаль. Спирея японская там оформлена в шары, а туя выстрижена спиралями. Прекрасно получилось. А есть участок из конусовидных елей, которые сами по себе имеют форму, и применять садовые ножницы там не нужно. Есть кусочек кустарника пираканта, который завершает архитектурную форму открытого бассейна. Растение очень хорошо ведет себя в стрижке и поддается руке мастера. Еще у нас активно подстригают ясенелистный клен, сдерживая его рост, оформляется лаванда, смолосемянник и еще некоторые кустарники.
Такую аллею в стиле Версаля придумала и создала Светлана Аллало
– Все-таки признайтесь, что вам намного легче облагораживать территорию, чем вашим коллегам в Сургуте.
– Все очень спорно. Настоящие профессионалы используют плюсы своего региона, а минусы обыгрывают. Например, на Кубани прекрасный чернозем, у нас мергель – это особый вид почвы. Поэтому много приходится работать над созданием плодородия. Удобрение, компостники, привозная земля – это наш удел. Главное наше преимущество – благоприятный климат. Он и создает условия для выращивания всего великолепия, которое видят отдыхающие, а над недостатками мы трудимся. Постоянный полив, подкормка, стрижка и, конечно, любовь к растениям обеспечивают успех дела. И первые победы придают нам веру в то, что мы на правильном пути в создании зеленой сокровищницы субтропиков.
Кстати: Территория санатория «Нефтяник Сибири» занимает площадь в 13 гектаров. Сейчас здесь произрастает около 100 видов различных растений. Но у создателя парка есть грандиозные планы. Светлана Аллало с восхищением говорит о сочинском дендрарии, который насчитывает более двух тысяч экзотических и редких растений, завезенных из разных уголков мира.