ВТО напряжет кузбасское машиностроение

Вступление России в ВТО ставит в зону повышенного риска очень важную для Кузбасса машиностроительную отрасль, которая занимает третье место в области по объемам инвестиций в основной капитал. Таково мнение экспертов. Стабильная планка машиностроения – миллиард рублей в год. Ближайшая перспектива, связанная с открытием доступа к иностранным производителям, повлечет в целом для России падение объемов производства до 7%.

Этот вывод озвучил на заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по машиностроению Геннадий Гусельников, первый заместитель председателя исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Промышленники и предприниматели обсуждали вопросы поддержки тяжелого машиностроения и стимулирования российского экспорта, учитывая членство России в ВТО.

«На мой взгляд, нам нужно пугаться не цифры «семь», а того, что баланс этих цифр будет совершенно различаться от региона к региону. Те усилия, которые предпринимает Кемеровская область и другие территории, направлены на то, чтобы машиностроение Сибири не оказалось в числе тех, кому достанется ниже 7% и 7%. Минимальные потери, а лучше – рост. Вот, собственно, та целевая стратегия, на которую мы будем работать», – считает Гусельников, представляя программу развития промышленности Сибири до 2020 года.

Сейчас структура экономики Кемеровской области повторяет общероссийскую: набирает вес сектор услуг – 39%, за услугами идет добывающая промышленность – 28%. Доля машиностроения в экономике Кузбасса – 2,6%.

Закономерно, что темпы роста машиностроения в регионе полностью зависят от угледобывающей отрасли. Сегодня региональные производители ежегодно обеспечивают заказ угольных компаний Кузбасса на сумму восемь-девять миллиардов рублей, что покрывает только 10% спроса. «К сожалению, модернизация в большинстве своем осуществляется за счет ввоза импортной техники. За прошлый год объем импорта только по четырем позициям составил 700 миллионов долларов – 25 миллиардов в рублях», – пояснил Андрей Гребенников, начальник отдела машиностроения департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области.

«Сегодня наши ведущие предприятия тяжелого машиностроения в состоянии выпускать в год до 10 комплексов полностью. Один комплекс стоит порядка 800-900 миллионов рублей. У нас развилась мощнейшая индустрия производства транспортных систем. Это, кстати, стало результатом наших совместных усилий по введению 5% таможенной пошлины, что сразу дало результат: всплеск транспортного машиностроения на внутреннем рынке произошел в разы, – добавил Гребенников. – Новый вид, который мы проработали в этом году с нашими украинскими партнерами – так называемая циклично-поточная технология выемки горной массы при открытой добыче угля. Стоимость одного комплекса, по самым скромным оценкам, – 1,5-1,8 миллиарда рублей».

С некоторых пор в Кемеровской области появилось еще одно любопытное производство – большегрузных автомобилей «БелАЗ». Первый 90-тонный «БелАЗ» был собран в этом году в Прокопьевске. «Конечно, пока это «отверточная» технология, но это значит, что данный рынок в Кузбассе перспективен. Раньше машиностроение в основном было ориентировано на подземную добычу и большой кусок пирога – открытая добыча – оставался за кадром. Сегодня для открытой добычи наше машиностроение, кроме запчастей, никаких комплексов не производит. Вот это – первая ласточка», – сказал начальник отдела машиностроения.

«Самая наша проблема из проблем, – добавил Гребенников, – это вывоз капитала. Потери от размещения заказов на горно-шахтное и горнорудное оборудование и технологии за рубежом велики, ежегодно из оборота выводится более 700 миллионов рублей».

В товарной структуре импорта Кемеровской области, опубликованной в сентябрьском номере журнала «Деловой Кузбасс», за первое полугодие 2012 года ввоз машин и оборудования составил 74,9%. В аналогичной структуре экспорта «машиностроительная» доля – 0,6%.

По мнению машиностроителей, сегодня основные преимущества зарубежных поставщиков перед кузбасскими производителями – это доступность финансовых ресурсов и более мощная научно-техническая база. В отличие от региональных предприятий, иностранные поставщики-импортеры горно-шахтного оборудования имеют возможность давать рассрочку платежей до пяти лет.

Важный положительный фактор – кузбасские машиностроительные холдинги имеют в своей структуре предприятия за рубежом, что дает доступ к импортным технологиям, интеллектуальным ресурсам и оборудованию. Острую кадровую проблему каждое предприятие решает по-своему, некоторые из них взяли в свою структуру профтехучилища.

Однако самым главным все равно остается освоение рынка. Для кузбасских производителей местный рынок – это пока единственный источник инвестиций, других более доступных и реальных инвестиционных ресурсов пока нет.

В сложившихся обстоятельствах промышленники рассчитывают на помощь государства, в частности, на государственно-частное партнерство (ГЧП). Один из главных ГЧП-проектов – формирование внутреннего рынка.

В Министерстве промышленности и торговли готовится программа по поддержке тяжелого машиностроения, Союз машиностроителей России также предпринимает ряд акций в поддержку отрасли, но горно-шахтное, горнорудное машиностроение нигде не обозначено.

«Союзмаш сейчас формирует комитеты по машиностроению, я просматривал их и не увидел там опять ни горно-шахтного, ни горнорудного, ни угольного машиностроения. Конечно, понятно, что Союзмаш – это, в основном, оборонный комплекс. Но все равно: нас там пока нет», – уточнил Андрей Гребенников.

От ГЧП кузбасские машиностроители, в первую очередь, ждут формирования территориального заказа. Кроме того, в качестве поддержки ГЧП они предлагают создать государственную лизинговую компанию по направлению именно тяжелого машиностроения. Машиностроители провели неформальный опрос среди угольщиков: те готовы брать кузбасское оборудование, но на тех же условиях, которые предлагают им зарубежные поставщики. Это долгосрочный лизинг и приемлемые кредиты.

Кроме того, Ассоциация машиностроителей Кузбасса инициирует создание в регионе кластера тяжелого машиностроения с включением его в перечень пилотных инновационных программ развития, утверждаемых правительством. По словам Андрея Гребенникова, «это необходимый социальный довод, который будет работать для наших уважаемых министерств в Москве, чтобы это направление тяжелого машиностроения тоже получало хорошую, мощную государственную поддержку».

В целом рынок продукции для региональных нужд (не только связанный с потребностями угольщиков) по Сибирскому федеральному округу оценивается в 170 миллиардов рублей. Перспективен также рынок продукции для корпоративных нужд, заказчики на этом рынке – члены правления РСПП. «Если сумеем обеспечить правлению РСПП понимание необходимости приоритетов в отношении отечественного машиностроения – мы будем иметь с вами существенную помощь в тех планах, которые сегодня вынашиваем», – заявил Гусельников.