Павел Меркулов: Орловской области нужны чрезвычайные меры по борьбе с коррупцией

Одной из самых обсуждаемых тем недели в Орле стало решение Новочебоксарского горсуда об изменении меры пресечения мэру города Орла Александру Касьянову . В Орловской области это событие воспринимают неоднозначно. Ситуацию корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал депутат Орловского областного Совета, член партии «Единая Россия» Павел Меркулов .

REGNUM : 23 мая в комментарии газете «Коммерсантъ» вы дали свою оценку ситуации с уголовном делом в отношении мэра Орла Александра Касьянова:»мэра пытаются снять, чтобы устроить новые выборы и поставить на город своего человека». Любопытно, что речь идет о Касьянове, который обошел Вас, тогда вице-губернатора, на выборах мэра областного центра в марте 2006 года .

Этот результат был во многом обусловлен протестным голосованием — орловцы голосовали против политики губернатора последних лет. Понятно, что такой выбор не устроил региональные власти. Недовольство это усилилось после того, как Касьянов не допустил региональных чиновников к управлению муниципальным имуществом, землей. Новый мэр ведь, действительно, немало сделал для города, например, упразднил класс «рантье», которые жили на льготной аренде муниципальных площадей.

REGNUM : Вы в прежние годы занимали руководящие посты в структурах региональной власти, представляли область в Совете Федерации, а с 1998 по конец 1999 годов в вашем ведении был так называемый имущественный блок? Тогда дела обстояли по-другому ?

В те годы мы, напротив, начали потихоньку собирать то, что было разбазарено в смутное время начала 90-х. Так, например, в областную собственность были возвращены агрофирма «Мценская», санаторий «Дубрава»… А те же «Орловская нива» , агрокомбинат , «Развитие» были ведь стопроцентно государственными. Государственным было и имущество, которое передавалось в эти структуры. А вот в начале 2000-х годов все это как-то вдруг оказалось в частных карманах…

Далеко за примером ходить не надо: ОАО «Орловская промышленная компания» , которой, как установлено, за смешную цену были проданы акции «Орелоблэнерго» тоже создавалось как структура, принадлежащая государству. И так оно всегда до последнего времени и озвучивалось: это же наше, мол, государственное, принадлежит области! Десятки заводов туда позагоняли… И вдруг в связи со скандалом вокруг «Орелоблэнерго» выяснилось, что эта компания находится полностью в частных руках… И если мы посмотрим на сегодняшних собственников всего этого имущества, то это будут люди и структуры, близкие к нынешнему руководству области.

А я и не призываю пересматривать итоги законной, справедливой приватизации. Но представьте такую ситуацию: бандиты, угрожая ножом, отняли у вас какое-то имущество. Они тоже могут это называть «приватизацией», однако с точки зрения закона — это разбой. Аналогия жесткая, но…

К слову, если госимущество было, грубо говоря, украдено, то срок давности по таким делам очень большой. И концы отыскать не так уж сложно. Например, бумаги по банкротству агрокомбината лежат в архиве арбитражного суда. И можно без особого труда установить, что, откуда и куда уходило, кому реализовывалось и по какой цене.

25 апреля я направил Генпрокурору РФ Юрию Чайке , начальнику УФСБ по Орловской области Валерию Назарову , прокурору области Сергею Воробьеву и начальнику УВД Владимиру Колокольцеву депутатский запрос, в котором прошу провести проверку законности приватизации государственного имущества в Орловской области с 2004 года, установить сегодняшних владельцев данных объектов, дабы установить личный интерес в приватизации госимущества, вернуть незаконно приватизированное имущество в госсобственность и наказать виновных. Этот запрос, по моей информации, взбудоражил областную администрацию и аппарат губернатора, так что даже во время празднования Дня Победы чиновники только об этом и говорили… Больше скажу: если с 2004 года планы приватизации принимались с нарушениями закона, то в 2000-2004 годах даже и таких планов не было, имущество просто раздавалось!

REGNUM : В распоряженииимеется постановление облсовета № 14/276-ОС от 4 апреля 2003 года «Об отчете Контрольно-счетной палаты Орловской области за 2002 год» и текст самого отчета. Например, в нем говорится: «В нарушение Закона Орловской области «О государственной собственности Орловской области» (в редакции Закона от 25 марта 2002 года № 249-ОЗ) областная программа приватизации объектов государственной собственности области на 2001 год областным Советом народных депутатов не утверждалась. Объекты, подлежащие закреплению и отчуждению в областную собственность, были определены отдельным постановлением главы администрации № 185 от 16 апреля 2001 года». Не могли бы вы прокомментировать этот документ ?

Я знаю об этом отчете. Председателя КСП Толстошеину тогда разве что не заставляли его публично съесть. В нем приведена масса нарушений законодательства при приватизации госимущества: это и продажа по договорам купли-продажи, минуя аукционы, и продажа по цене ниже инвентаризационной… Правоохранительные органы могут возбуждать уголовное дело по каждому факту. Таких примеров множество, чего стоит хотя бы история «Орелкиносервиса» : сначала сам Егор Строев распорядился приватизировать находящиеся в госсобственности акции этого АО через аукцион, а всего через несколько месяцев первый заместитель губернатора Виталий Кочуев подписывает распоряжение внести эти же самые акции «в качестве вклада в уставный капитал ОАО ООЦРО «Развитие» .

Воз и ныне там. И даже еще больше увяз. Орловская пресса не так давно рассказывала о поселке Горки в Орловском районе. ОАО «Орелстрой» по договору мены в 2001 году приобрело у федерации профсоюзов 17 объектов недвижимости на территории спортивно-оздоровительного лагеря «Олимпиец». В 2002 году администрация Орловского района предоставила «Орелстрою» земельный участок площадью 4,6 га из земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения) на праве аренды — «для использования и эксплуатации объектов спортивно-оздоровительного лагеря». А в 2003 году по заявке все того же «Орелстроя» глава администрации Орловского района принял решение о предоставлении в собственность этому акционерному обществу за плату данного земельного участка. Насколько мне известно, договор купли-продажи земельного участка до настоящего времени не заключен. А коттеджный поселок за крепким забором уже стоит… Может быть, там кто-то, каждый по отдельности, конечно, и оздоравливается в собственной сауне, но массовых заплывов и забегов я там в последнее время не наблюдал.

Тут есть одна интересная закавыка: заявление о возврате имущества должна подавать пострадавшая сторона, то есть, в данном случае, исполнительная власть, представляющая государственные интересы Орловской области. Но она ведь сама осуществляла сделки, которые нанесли ущерб области, государственному имуществу, то есть как бы сама у себя украла и сама же на себя должна подавать заявление в суд: просим вернуть. Вот почему, я думаю, в такой ситуации государственные интересы должны отстаивать прокуратура, органы милиции и госбезопасности. Управления ВД и ФСБ на Орловщине в последние годы возглавили новые люди — честные, порядочные, настоящие профессионалы, и они реально встали на страже закона. Своей же депутатской обязанностью я считаю поднимать эти болезненные, запущенные проблемы, бить во все колокола. И уже ощутимо, что воздух в нашей области становится чище…

По моим наблюдениям, в голосах и президента Дмитрия Медведева , и председателя правительства Владимира Путина , когда они в последнее время говорят о коррупции, все отчетливее звучит металл. И это вполне закономерно: если мы хотим и дальше наводить порядок в стране, то с коррупцией, разлагающей государство и общество, надо бороться беспощадно. И Орловская область в этом отношении не представляет исключения. Наоборот, специфическая особенность нашего региона заключается в том, что многие годы эта тема в области вообще не звучала, ее старались «закрыть», снивелировать. Зато факторы, способствующие развитию коррупции, с каждым годом только усиливались.

Во-первых, не зря же Конституция ограничивает полномочия не только губернаторов, но и президента всего лишь двумя сроками. А если один человек руководит регионом 25-30 лет, то, естественно, происходит загнивание. Во-вторых, коррупция выражается не только в том, что какой-то чиновник берет мешки взяток. Начинается с «малого» — с расстановки кадров. Ведь сегодня в Орловской области основное прибыльное «предприятие» — это органы власти. Вот поэтому руководители разного калибра и устраивают туда своих жен, детей, племянников… Помните, при Советской власти было четкое правило: родственники в подчинении друг у друга в органах власти не работали. А сегодня, напротив, масса таких примеров.

Орловская область переживает наступающие события более болезненно, чем многие другие регионы: слишком все переплетено и запущенно. Но, уверен, порядок все равно будут наводить.