День Победы — праздник со слезами на глазах! Спасибо Вам, дорогие ветераны!
9 мая – без преувеличения самый светлый и солнечный праздник в году. Светлее даже Нового года. Победа добра над царством тьмы. Этот день невозможно себе представить без многотысячных гуляний, ликующих толп на улицах. Однако так было не всегда. 9 мая было выходным днем лишь два года после Победы, а затем стало им лишь в 1965 г.
«Вечерка» предлагает вспомнить историю праздника.
8 мая 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ: «Об объявлении 9 мая праздником Победы»:
«В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции, установить, что 9 мая является днем всенародного торжества — праздником победы. 9 мая считать нерабочим днем».
На следующий, 1946 год, день 9 мая выдался дождливым. Но разве это могло погасить людскую радость (пусть и со слезами на глазах?). На площадях прошли гулянья. Город был украшен красными флагами, портретами Ленина и Сталина. На Пушкинской площади, например, на открытой эстраде выступали народные хоры. На передвижных трибунах – проще говоря, грузовиках – показывали трюки акробаты. Кульминацией праздника был торжественный салют.
В Парке Горького еще с 1943 г. действовала выставка образцов трофейного вооружения. Теперь она пополнилась новыми экспонатами: привезли немецкий двухмоторный пикирующий бомбардировщик «Дорнье 217-М», из Маньчжурии и Кореи доставили японские самолеты-истребители.
Отмечали первую годовщину Победы не только на улицах, но под крышами. На заводах и фабриках прошли митинги, люди давали клятву трудиться еще упорнее. Например, на Московском автомобильном заводе имени Сталина штамповщик Гладков обещал выпустить 400 осей для автомобилей сверх плана.
Так же весело отмечали 9 мая и на следующий год. На улице Горького были выставлены огромные щиты, на которых были представлены успехи советского хозяйства: рост добычи угля и нефти, увеличение выплавки металла, расширение посевных площадей. В Музее Красной Армии выставили макет купола рейхстага с развевающимся на куполе знаменем Победы и светящуюся диораму «Прорыв немецкой обороны на Одере в 1945 г.».
Однако под конец 1947 г. (23 декабря) Президиум Верховного Совета СССР принял не вполне понятный сегодня указ. 9 мая – праздник победы над Германией – объявили рабочим днем. Зато, правда, сделали нерабочим 1 января, впервые за последние 17 лет.
До сих пор этому пытаются найти объяснения. Наиболее вероятное – в условиях, когда часть страны все еще лежала в руинах, каждый рабочий день был дорог. Правда, есть и другие версии.
Например, историк из Санкт-Петербурга Елена Прудникова считает, что это было сделано из соображений… общественной безопасности: «пресловутое 2 августа — это тень тени того, что творилось в День Победы, когда на улицу высыпали миллионы пьяных ветеранов, прошедших не срочную службу в ВДВ, а настоящую войну». А в рабочий день совсем молодые бывшие фронтовики все-таки должны были вести себя пристойно.
Правда, на следующий год, 1948, народ этого не почувствовал: 9 мая пришлось на воскресенье. Как и прежде, на улицах было полно народу, был и салют.
В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка к 30-летию Советской армии.
В 1949 г. 9 мая пришлось на понедельник, поэтому народ, судя по газетным отчетам, отметил День Победы накануне, в выходной. На набережной Москвы-реки прошли состязания автомобилистов и мотоциклистов.
Лишь в юбилейном 1965 г. 9 мая стал нерабочим днем. В период существования СССР военные парады на Красной площади 9 мая проходили в юбилейные 1965, 1975, 1985 и 1990 годы. После распада СССР парады 9 мая на Красной площади не проводились до юбилейного 1995 года. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники).
С тех пор парады стали проводить ежегодно — но без боевой техники. С 2008 г. парад стал вновь проводиться с участием боевой техники, в том числе военной авиации.
ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, НАРОДНОГО АРТИСТА СССР ВЛАДИМИРА ЭТУША
Само начало войны — это было страшно. Я рос в атмосфере любви. Воспитывала меня бабушка. Папу моего, увы, то и дело арестовывали. Его отпускали, перед ним извинялись, но потом… опять сажали. В общем, всем известна мрачная история тех дней, но я рос домашним московским мальчиком. И в девятнадцать лет был выброшен на войну.
Я понимал, что меня заберут в первую очередь. Меня направили на четырехмесячные курсы военных переводчиков. Потом я работал военным переводчиком в полку и выше полка никогда не поднимался. Я был помощником начальника штаба полка, потом заместителем, который на наблюдательном пункте руководит боем. Был ранен. Это случилось в Запорожье, на реке Молочной под Токмаком. Мы смогли вытеснить немцев с очень большой площади и на ровном чистом месте сидели тринадцать дней — ни вперед, ни назад.
Каждое утро начиналось с того, что командиру полка звонили генералы и, употребляя все непечатные слова, пытались убедить его в том, что он во что бы то ни стало должен сегодня продвинуться вперед. Огонь был страшный, и солдаты уже не могли подняться в атаку. Команда: «В атаку!», а солдаты никуда не шли. А у нас с командиром полка были хорошие отношения, он был старше меня лет на шесть-семь. И я ему сказал: товарищ командир, я пойду вперед. И я поднял роту и прошел с ней метров 200–300 вперед под ураганным огнем. Ну а приписки были и тогда, и можно было сказать, что мы на километр продвинулись
Подробнее: http://www.vmdaily.ru/news/2013/05/08/den-pobedi-prazdnik-so-slezami-na-glazah-spasibo-vam-dorogie-veterani-195580.html