Эксперты прогнозируют «закручивание гаек» на Северном Кавказе после угроз Умарова сорвать Олимпиаду
Сейчас в России нет гарантий того, что Доку Умаров не реализует свои угрозы о срыве Олимпиады-2014, при этом заявление лидера «Имарата Кавказ» сулит еще большее «закручивание гаек» силовиками на Северном Кавказе, считают опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» эксперты.
Напомним, лидер » Имарата Кавказ » Доку Умаров призвал к срыву Олимпиады-2014 в Сочи и отменил мораторий на проведение терактов на территории России .
О причислении гражданского населения России к своим врагам Доку Умаров заявил после теракта в московском аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года, взяв на себя ответственность за него . Однако 2 февраля 2012 года Умаров дал приказ своим подчиненным избегать атак на мирные цели , объяснив это тем, что в России стали заметны процессы гражданского протеста против курса властей.
О новом изменении в тактике вооруженного подполья и отмене перемирия Умаров заявил в видеообращении, размещенном на сайтах, поддерживающих боевиков, и на видеосервисе YouTube. Подлинность этой видеозаписи подтвердить не удалось, отмечает Reuters.
Статистика «Кавказского узла»: виден рост числа жертв среди гражданских лиц
Согласно статистике «Кавказского узла», в мае 2013 года число жертв вооруженного конфликта на Северном Кавказе составило по меньшей мере 147 человек (45 человекпогибли и 102 получили ранения) и увеличилось более чем в два раза по сравнению с данными за апрель, когда было 67 жертв конфликта (погибли 34 человека, 33 получили ранения). В числе жертв за май — 56 гражданских лиц (10 убитых и 46 раненых), тогда как в апреле число жертв среди гражданских лиц было более чем в шесть раз меньше — девять человек (пять убитых и четыре раненых).
Наибольший скачок числа жертв отмечен в Дагестане , где число погибших в мае по сравнению с апрельским выросло с 22 до 38 человек, раненых — с 13 до 91.
Это связано в первую очередь с терактами в Махачкале: двойным взрывом 20 мая у здания управления Федеральной службы судебных приставов, в котором 52 человека пострадали и четверо погибли , а также подрывом смертницы 25 мая у здания МВД, в результате которого 19 человек были госпитализированы , одна пострадавшая умерла в больнице .
В Ингушетии и Чечне в мае отмечено уменьшение числа жертв по сравнению с апрельской статистикой: если в апреле в Ингушетии жертвами конфликта стали 22 человека, а в Чечне девять, то в мае таковых было 11 и двое соответственно. В Кабардино-Балкарии количество жертв увеличилось с одной в апреле до пяти в мае.
В Северной Осетии , в Ставропольском крае и в Карачаево-Черкесии ни в мае, ни в апреле жертв вооруженного конфликта не было.
«Имарат Кавказ» является «геополитическим проектом США и Запада», направленным против Российской Федерации с целью разрушения ее целостности, разжигания межконфессиональных и гражданских войн, уверен экс-руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного комитета России по СКФО, полковник юстиции
«Я не считаю Умарова самостоятельной фигурой. Иначе его по всему миру объявили бы террористом и отлавливали. Всех этих одиозных фигур на протяжении долгих лет не могут выловить, а когда наступает «час икс» – их ликвидируют», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Феликс Цоков.
Эксперт сравнил заявления Умарова с действиями Басаева, организовавшего ряд терактов в России.
«Когда Басаев делал серию заготовок, он их озвучивал лишь по факту, когда они свершились. Это и падение самолета , взрыв на стадионе , кафе «Мон» в Москве , в Моздоке автобус взорвали . В том, что сейчас это озвучивается заранее, есть некая провокация. Я считаю, что за всем этим стоит попытка лобового столкновения конфессий в стране», — сказал Феликс Цоков.
Силовики после заявления Умарова должны реализовать комплекс оперативно-разыскных мероприятий, выявить источники поступления информации, считает эксперт. По его мнению, неправильная реакция государства на угрозы может стать катализатором разрушительных процессов изнутри.
«Российские спецслужбы могут быть легко втравлены сейчас в этот замысел и стать катализатором гражданского противостояния», — говорит Цоков.
Эксперт считает, что серьезные провалы, которые сопровождают деятельность российской правоохранительной системы, не дают возможности уверенно говорить о способности обеспечить безопасность на мероприятиях такого масштаба как Олимпиада 2014 года.
«Либо необходимо обеспечить безопасность, либо отменить проведение Игр», — заключил Феликс Цоков.
Доку Умаров действительно может реализовать свои угрозы, считает известный российский журналист, обозреватель газеты «Известия»
«Когда в ответ на у бийство сборщиков черемши в Ингушетии Умаров пригрозил переместить активность на территорию большой России, то он сдержал слово . И тогда мало не показалось, поэтому я не думаю, что есть возможность расслабиться. Это не тот вариант, и Умаров страшным образом уже доказал, что слово держит», — считает Джемаль.
Сейчас Доку Умаров пытается реанимировать утраченные позиции и восстановить социальную базу подполья, предположил журналист.
«Когда Умаров перенес свою активность в центр России, когда начались взрывы в метро, в «Домодедово» , это было очень негативно воспринято социальной базой подполья, да и часть самого подполья негативно восприняла данные акции. После этого в рядах «Имарата Кавказ» произошел раскол» , — напомнил журналист.
«Такое варварское убийство людей, которые вообще не при делах, многих смутило. Началась борьба фетв, где все приводили аргументы: «можно», «нельзя», «можно, но не нужно». После взрывов в московском метро от Доку Умарова откололись чеченские джамааты, ныне покойные братья Гакаевы , возникли определенные сложности, и после этого боевики свернули активность за пределами Кавказа», — анализирует ситуацию Джемаль.
Власти РФ в свою очередь стали пытаться решить проблему не только с помощью силовых методов, отметил журналист. «Это совпало с определенными тенденциями в силовых структурах, когда, помимо российской традиционной «ястребинности», стали пытаться работать мягкими социальными мерами. Запустили комиссию по адаптации к мирной жизни боевиков , прекратили травлю салафитов, создали определенные легальные салафитские структуры по принципу: «Если не воюешь, просто веришь – претензий к тебе нет».
По оценке эксперта, вооруженное подполье на фоне компромиссов и послаблений со стороны власти начало криминализироваться. «Они переставали быть такими партизанами, борцами за веру и очень быстро переформатировались в убийц, рэкетиров. Эти составляющие у них были всегда, но теперь партизанское начало стало падать, а криминальное расти», — считает Орхан Джемаль.
Часть ранее оказывавших поддержку Умарову граждан стала решать проблемы с помощью политических методов, отметил журналист.
«На этом фоне начали ослабевать связи с той частью общества, для которой они были авторитетами, и эта часть общества получила возможность какими-то политическими методами решать жизненные вопросы. И, соответственно, их связи и уважение к «лесу» стали уменьшаться. «Лес» стал криминализироваться, и они стали бороться как чисто криминальные структуры, а не как салафитское идеологическое подполье», — говорит Джемаль.
Однако в итоге власти начали давление на салафитов, чем спровоцировали то, что подполье начало становиться более идейным и менее криминализированным, отметил эксперт.
«В этот момент происходит определенный щелчок в российской политике, где на первые роли выходят «ястребы». И все мирные инициативы, которые поддерживал Национальный антитеррористический комитет, сворачиваются, и начинается давление на мирных салафитов. И на этом фоне «лес» начинает приободряться, приподниматься, набирает «идеологического жирка», становится все более идейным и менее криминальным. И на этом фоне Доку делает свои новые заявления», — заявил Орхан Джемаль.
Возможность реализовать свои угрозы у Умарова есть на фоне тех ошибок, которые наметились в последние полтора года в работе силовых структур на Кавказе, полагает журналист.
«Охота на ведьм началась, и именно поэтому Доку рассчитывает на поддержку. Реально в лесу от силы на весь Кавказ находится не более полутора тысяч человек. Его сила не в них, а в том, что эти люди являются моральным авторитетом для огромного числа легальных людей, но недовольных властью. По мере того, как власть заставляет себя уважать, и по мере того, как криминализируется подполье, эта связь рушится. А обратный процесс, наоборот, эту связь укрепляет», — заявил эксперт.
Всплески активности подполья, по его мнению, связаны с перекосом в работе силовых структур.
«В Башкирии и Татарстане есть достаточно большое «салафитское поле» людей, которые могут сочувствовать джихадистам, но там нет такого беспредельного кавказского террора, который загоняет людей в леса. Если он появится, то и там можно ожидать активизации», — убежден Орхан Джемаль.
Активизация действий подполья возможна в сопредельных с Чечней и Дагестаном регионах, в столице России, считает журналист.
«Безопасность Олимпиады будет обеспечиваться всеми возможными методами, но начнется такая игра, когда подполье будет искать лазейки в системе обороны. А силовые структуры будут эти лазейки пресекать и, помимо этого, рубить лес со всем тем, что попадется под руку. А кто выиграет от этого — мы не знаем», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» Орхан Джемаль.
Вооруженный конфликт на Северном Кавказе является стихийным процессом, обусловленным общим комплексом несправедливости, считает известный российский кавказовед, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН
«Откровенно говоря, я подозревал, что Доку Умарова уже нет, и связывал это с возрастом и болезнями и резким исчезновением с горизонта. Я убежден, что он никогда ничем серьезным не управлял. Так называемая повстанческая война на Кавказе – это стихийный процесс, обусловленный общим комплексом несправедливости, замешательства в умах молодых людей, на фоне неблагополучного, неблагоприятного тренда для роста молодежи и ее возможностей раскрыть свои силы», — считает Энвер Кисриев.
«Повстанческое движение единиц или маленьких групп единомышленников не прекращалось. Не исключено, что реанимация Доку Умарова, если это действительно он, а не информационный символ, связана с недавним боем в Чечне. Этот бой стал чрезвычайным событием, каких давно не было в Чеченской Республике. Бой в горах с потерями большого числа сотрудников спецслужб (по информации Следственного комитета РФ, убиты двое полицейских и 15 ранены, — прим. «Кавказского узла» ) — и ни одного убитого боевика, говорит о том, что здесь произошло нечто новое», — уверен эксперт.
Нападение было организовано с территории соседних с Чечней регионов, предположил эксперт.
«Все это организовывалось, очевидно, где-то из соседних республик, на границе с Чечней. Иначе бы глава Чечни достал бы всех и полностью закончил это событие, но, похоже, этого не произошло. И под это новое явление произошел информационный вброс: дескать, все предшествующее было перемирием, а теперь оно закончилось, и мы приступаем к программе действий, приуроченных к Олимпийским играм. Я вполне допускаю, что к Олимпиаде может начаться некое движение, угрожающее проведению игр», — резюмировал Энвер Кисриев.
На самом же деле, по мнению эксперта, никакого перемирия со стороны вооруженного подполья не было, потому что Умаров по сути «никогда ничем не управлял».
В свою очередь Национальный антитеррористический комитет РФ после угроз Доку Умарова о срыве Олимпиады в Сочи заявил, что спецслужбы постоянно принимают меры по обеспечению безопасности, особенно при подготовке массовых спортивных мероприятий.
«Несмотря на периодически цитируемые в средствах массовой информации обращения различных главарей бандформирований, действующих в отдельных регионах Северного Кавказа, всеми органами государственной власти, специальными службами и правоохранительными структурами РФ в постоянном режиме осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности граждан России. Особое внимание уделяется, в том числе вопросам подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий международного масштаба», — говорится в сообщении, опубликованном 3 июля на сайте НАК.
«Мы его ищем каждый день, он нигде не появляется. Он где-то там записал видео и опять же уйдет в нору, и там будет прятаться», — заявил Рамзан Кадыров, выразив уверенность, что Умаров будет убит до Олимпиады-2014, пишет РИА «Новости».