Константин Затулин: «Украина перед важным выбором: или она будет ловить европейского журавля, или она предпочтет вместе с Россией, совсем не синицу, а…

«Украина пытается сохранить прежние торговые отношения с Россией в расчете на российский рынок для того, чтобы за это время, получив такой гандикап, устроить свои отношения с Евросоюзом. При этом она не скрывает, что включаться вновь в создание Единого экономического пространства, как это было до «оранжевой революции» и как это предполагалось руководителями нынешней Украины, она не собирается», — заявил директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Глава Института стран СНГ отметил, что «российская сторона очень внимательно изучила тот проект договоренности, который Украина уже парафировала с Евросоюзом».

«Хочу пояснить, что парафирование – это термин в дипломатии, который подразумевает не подписание договора, а его предподписание. То есть достижение такого уровня согласования текста, при котором до подписания ни одной запятой в документ не вносится. Вот поэтому российская сторона обращает внимание на целый ряд статей этого договора, которые, в случае если этот договор будет подписан с Европейским союзом, фактически лишают Украину того самого маневра, который она хочет осуществить» — отметил Константин Затулин.

«Прежде всего, речь идет о том, что в случае если Украина ратифицирует документ после подписания, то он вступает в силу не сразу в полном объеме, а в тех положениях, которые сочтут для себя важными европейцы. Это означает, что мы, в свою очередь, не применяя в отношениях с Украиной никаких таможенных пошлин, кроме пошлины на сахар, вынуждены будем принимать защитные меры. Потому что у нас действует с Евросоюзом таможенный тариф, мы защищаем свой внутренний рынок. И, кстати, никакое ВТО, на которое обычно ссылаются, пытаясь приплести его к этим обстоятельствам, не запрещает нам этого делать», — убежден эксперт.

«Мы ограждаем рынок свой, Казахстана и Белоруссии в рамках Таможенного союза от недобросовестной конкуренции, от демпинговых товаров со стороны Евросоюза. И, если Украина входит в эту зону свободной торговли и она начинает функционировать, то нам или надо отказаться от Таможенного союза, поставить крест на собственном проекте, который мы уже десяток лет развиваем, или вводить те самые общие в этом случае для стран Европейского союза и Украины таможенные пошлины. А у нас есть конкурентные позиции с Европой! И если мы не будем защищать свой внутренний рынок, наши собственные предприниматели, предприятия потерпят серьезный ущерб» — поясняет Константин Затулин.

«Это все является проблемой, которая откровенно обсуждалась на встрече. На эту встречу прилетела представительная украинская делегация — около 30 человек во главе с председателем правительства, и вице-премьер Бойко, и министр юстиции Лукаш, и ряд других людей. С нашей стороны тоже был представительный состав во главе с премьер-министром. Но мне кажется, попытка в очередной раз сказать, что возможно и то, и другое одновременно, российской стороной принята не была. И хотя никто ни с кем не ссорился, ситуация продолжает развиваться в конфликтном варианте. Потому что внутренняя конфликтность этого вопроса в том, что лишенный российского рынка украинский производитель будет переживать, безусловно, сложные времена. Мы не закроем, конечно, нашу границу для украинских товаров, в примитивном смысле этого слова. Но мы введем пошлины, и с этого момента украинский товар не будет настолько конкурентен здесь по сравнению с нашим собственным. Кстати, для целого ряда наших отраслей это приятная новость. Например, я бы отметил заявление производителей молока и мяса, которые рассчитывают, что в таких условиях им будет легче сбывать свою продукцию. Никто, даже среди тех, кто является певцом европейского выбора Украины, не скрывает, что на начальном этапе будут проблемы. Они готовы признать, что на начальном этапе будут проблемы, но увлекает европейский выбор по той причине, что на перспективу это может дать свой эффект. Но жить-то приходится здесь и сейчас» — анализирует ситуацию директор Института стран СНГ.

«Речь не идет о том, что Евросоюз подписанием этого документа дает Украине какой-то кредит или берет на себя обязательства инвестировать или что-то в этом роде. Ничего похожего. Евросоюз не берет на себя обязательства взять Украину в свой состав, включить ее на равных условиях с другими, с Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и другими странами. Совершенно нет. Об этом вообще речи нет и никто об этом не говорит. Речь о том, что с этого момента, а по сути уже сегодня, Украину держат на крючке, так как документ парафирован. И в зависимости от ее поведения, поведения ее властей или ратифицируют этот документ, или вводят его, или не вводят, или частично, или полностью, и так далее. Суверенное право самим решать свою судьбу из рук украинцев уходит в сторону Брюсселя, Западной Европы и европейских институтов. Для нас это неприемлемо!» — подчеркнул эксперт

«Никто не против европейских уровня жизни, демократии и всего остального. Но это вопрос, который не обсуждается в документе об ассоциации свободной торговли. Там речь идет совершенно о другом. Поэтому, мне кажется, что сейчас Украина остается перед очень важным выбором: или она будет ловить вот этого журавля, или она все-таки предпочтет совсем не синицу в случае с Россией, а нечто более существенное!» — резюмировал Константин Затулин.