Переход или в расход?
Пока Верховная рада подступается к реформе прокуратуры, ГПУ перекраивает свою структуру сама. 2 октября в ведомстве реорганизовали несколько направлений. А спустя два дня Виктор Пшонка лишился своего прославившегося зама. Теперь Ренату Кузьмину предстоит заместительствовать Андрею Клюеву в Совете нацбезопасности.
Чем ближе судьбоносный для Украины саммит Восточного партнерства в Вильнюсе, тем настойчивее Европа напоминает Киеву о том, что еще не сделано для подготовки к Ассоциации. И вопрос освобождения Юлии Тимошенко – далеко не единственный. Другим дежурным пунктом в списке реформ остается преобразование правоохранительных органов. «Если мы говорим о законе о Генеральной прокуратуре, то законопроект был сделан в сотрудничестве с экспертами из Совета Европы, он был отправлен на рассмотрение Венецианской комиссии. Украинская сторона обязалась усовершенствовать закон согласно выводам Венецианской комиссии. Если этот закон будет принят в парламенте, то это будет прогресс. Также, мы предложили реформу милиции. Мы не видим существенного развития в этом направлении, но Украина обязалась это сделать», — напомнила заместитель главы представительства Европейского Союза в Украине Мария Юрикова. Для того, чтобы плотно заняться обещанным, у Верховной рады осталось не так уж и много времени. А пока судьбами Генпрокуратуры и милицейской реформы занялась другая ветвь власти.
Сугубо внутренним преобразованиям структуры управления ГПУ в октябре добавили солидной остроты «кадрово-политические» аспекты. Итогом проведенной 2 октября коллегии стало выделение Управления процессуального руководства по уголовным производствам и Главного управления надзорной деятельности по уголовным производствам следственных органов,а также реорганизация Главного следственного управления по расследованию особо важных дел в Главное следственное управление. Последнее возглавил Александр Калифицкий. А особый интерес такие перемены вызвали потому, что ранее курированием «важняков» в ГПУ занимался первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин.
Возможное сокращение сферы ответственности после того, как некоторое время назад лицо «избирательной юстиции» (по мнению многих представителей Запада) лишился «международных» полномочий и недавней встречи на Банковой, выглядело примечательно. Но ненадолго. Уже 4 октября стало известно, что выполнению Кузьминым обязанностей первого зама генерального прокурора подошел конец. В прессе вскоре появилась информация о том, что стать первым среди равных может другой заместитель Виктора Пшонки – Анатолий Пришко. Но особо важные дела отныне, скорее всего, будут находиться в ведении руководителя профильного управления. А их бывшему куратору предстоит осваиваться на новом месте работы.
Указ о назначении Рената Кузьмина на должность заместителя секретаря СНБО был опубликован 4 октября. По слухам, на новом месте «пополнение» комплекта замов Андрея Клюева будет заниматься как раз подготовкой реформы милиции – важной в контексте евроинтеграции. Если учесть, что именно секретарю Совета нацбезопасности президент поручил следить за согласованием «деятельности центральных органов исполнительной власти в сфере европейской интеграции» – укрепление СНБО «правоохранительно-юридическим» замом выглядит логично. Если не учитывать, что «силовиков» в окружении Андрея Клюева уже хватает.
Кто бы ни руководил страной, интересной особенностью формирования аппарата СНБО уже долгие годы является то, что в роли секретарей и их замов нередко оказываются те представители высших эшелонов власти, которые с разной степенью внезапности оказались не у дел – то ли из-за организационных преобразований, то ли по каким-либо иным причинам. В силу этого одной из главных кузниц кадров для совета остается Кабинет министров. Выходцев из правительства сейчас в верхушке аппарата СНБО трое: Андрей Клюев и один из его замов – Владимир Сивкович успели побывать вице-премьерами, а другой заместитель – Николай Злочевский, до того как «усилил структуру СНБО» (пользуясь выражением Николая Азарова), занимал кресло министра экологии. Но и правоохранительные структуры нередко делегируют отставников в орган, занимающийся национальной безопасностью. Сейчас к таковым, кроме когда-то «силового» вице-премьер-министра Сивковича, относится и экс-генпрокурор Александр Медведько. И перевод в СНБО Рената Кузьмина у экспертов большого удивления не вызывает. «Последние несколько дней ходило много слухов о том, что Кузьмин уходит из прокуратуры. Вопрос был – куда. Сегодняшнее решение президента стало классической кадровой комбинацией для политики. Когда человека такого достаточно высокого статуса увольняют, не имея для него должности, его отправляют заместителем секретаря СНБО. Это такой кадровый отстойник», — поясняет политолог Владимир Фесенко. Но в случае с бывшим первым замом генпрокурора равно интересны и причины отставки, и его дальнейшие кадровые перспективы.
Собирание кадров, призванных заняться реформой милиции, может продемонстрировать готовность властей всерьез прислушиваться к «реформенным» пожеланиям Евросоюза. В то же время, интеграционная имиджевая ценность Рената Кузьмина остается под вопросом. На Западе яркие заявления экс-заместителя Виктора Пшонки уже давно сделали притчей во языцех. В силу этого сначала ограничение официального международного «эффекта» от выступлений Кузьмина, а потом и его уход из генпрокуратуры, по мнению ряда политологов, могло послужить своего рода жертвой на алтарь интеграции. Впрочем, о такой возможности в оппозиции поговаривали уже давно. «Я думаю, что сегодня, когда президент и оппозиция уже хотят мира в связи с теми событиями, которые должны состояться в ближайшее время… все понимают, что не нужно сейчас раскачивать и раскалывать. А он обычно действует методами провокаций, абсолютных нелепостей, в которые люди должны поверить. Он сейчас просто не вписывается в ту ситуацию , потому что все заинтересованы , чтобы ситуация сегодня была мирная, нужно не бороться, а убеждать друг друга», — высказался недавно на эту тему нардеп от «Батьківщини» Владимир Яворивский.
В силу подобных обстоятельств, неудивительно, что в оппозиции отставку Кузьмина восприняли именно в «евроразрезе». «Сегодняшняя новость о снятии с должности самозванного инквизитора Рената Кузьмина – логический шаг Януковича, который вынужден считаться с требованием Европы положить конец политическим репрессиям и избирательному правосудию», — убежден Юрий Луценко. Но при этом сторонники Юлии Тимошенко не торопятся делать однозначные выводы по поводу того, что уход одного из главных раздражителей Европы сразу же разрешит все проблемы с избирательностью юстиции. «Этот перевод никак не влияет. Преследованиями Юлии Владимировны занимался не Кузьмин, не Пшонка, ни какие-то следователи. Эти решения принимали не эти люди. Если есть у Виктора Януковича политическая воля прекратить политические репрессии, они будут прекращены», — выразил уверенность адвокат экс-премьера Сергей Власенко. Но надо заметить, что сам отставник в последнее время предпринял некоторые попытки, минимизируя свою значимость в событиях последних лет. «Все мои действия санкционировал лично Генеральный прокурор Украины… Поручил мне расследовать дело по Наливайченко — расследую. Как и дело по Тимошенко. Как поручил дело по Гонгадзе. Это касается и дела по убийству Щербаня», — объяснял он в сентябре.
В любом случае, отправка Рената Кузьмина в относительный «тыл» после того, как он несколько лет оставался в авангарде знаковых уголовных дел, – шаг, который вряд ли останется незамеченным. Правда, и здесь многое зависит от того, чем именно наполнится роль нового заместителя секретаря СНБО и как долго Кузьмин будет ее исполнять.
Упорные слухи о возможном увольнении бывшего зама Виктора Пшонки ходили с конца сентября. Тогда в политикуме их оценивали по-разному. «Возможно здесь (в угрозах уйти в отставку, — «Подробности») вариант обиды и желание немножко повысить свою значимость. Я очень сомневаюсь, что Ренат Кузьмин пойдет в большую политику», — считал бывший «регионал» Тарас Чорновил. «Я знаю, что этот человек планировал возглавить Национальное бюро расследований или Службу безопасности. Но почему-то пока это не сложилось», — делился сведениями экс-нардеп и борец с чужими мандатами Юрий Кармазин. Но если учесть, что сейчас запускается реформа ряда правоохранительных органов: от СБУ (о чем недавно писали «Подробности») до Генпрокуратуры и милиции – то не исключено, что итогом «кураторской» деятельности Рената Кузьмина в СНБО еще может стать должность в одной из силовых структур после их преобразования. И в таком случае временный уход из-под информационных софитов вредным может и не оказаться. Напротив, это если и не даст возможность на время забыть о нашумевших выступлениях одиозного зама генпрокурора, то хотя бы сместит фокус с «дела Тимошенко» на проблемы правоохранительных органов вообще.
С другой стороны, если Ренат Кузьмин в СНБО задержится, не исключено, что возможность проявить себя (или реабилитировать – это зависит от того, является ли его назначение опалой или трамплином) появится у него позже. «Если Кузьмин будет вообще отстранен от Генпрокуратуры, возможно, это будет означать, что кто-то другой хочет занять его место, таким образом, строя свою карьеру. Хотя в случае с Кузьминым может быть и наоборот — человек готовится к каким-то другим вещам. Не забывайте о 2015 годе. Ренат Кузьмин является человеком влияния во властной команде», — комментировал еще только слухи о возможной отставке политолог Виталий Бала. В свете назначения уже теперь бывшего зама Виктора Пшонки в СНБО, «фактор-2015» играет новыми красками. Ведь именно секретаря СНБО Андрея Клюева ПР назначила ответственным за избирательный штаб на следующих выборах… В таких условиях, теоретически, новый заместитель секретаря в ближайшие год-полтора вполне может найти себе политически значимое занятие. Если, конечно, отставка и назначение Рената Кузьмина подразумевают сохранение этой значимости.