«Город невест» опасен для женщин
В Николаеве не любят женщин. За два последних года в этом регионе произошло несколько громких преступлений, после которых имена Оксаны Макар, Саши Поповой и Ирины Крашковой прогремели на всю страну. УНИАН попытался разобраться, с чем связана эта особая жестокость, направленная против слабого пола, и действительно ли «город корабелов» превращается в уголовную столицу Украины.
Облик Николаева изменился далеко не в лучшую сторону / Фото : niklife.com.ua
Каких только лестных эпитетов не удостаивался некогда крупный промышленный центр на юге страны – Николаев: «Город святого Николая», «город корабелов и невест», «город белых акаций», «город машиностроителей» и, даже, «город невест». Все эти определения, конечно же, характеризовали Николаев исключительно с позитивных сторон. Но времена поменялись. Практически остановились три николаевских судостроительных завода, когда-то славившиеся на весь мир, закрылись десятки других предприятий, а вместо них появились многочисленные базары и базарчики чуть ли не на каждом квартале, так же как и пивные палатки и всяческие забегаловки на каждом шагу. Город утопает в мусоре и хаотичных застройках. Несмотря на новые строения «из стекла и бетона» и другие «островки цивилизации», облик города изменился далеко не в лучшую сторону, так что про акации в цвету и белые паруса здесь уже не поют.
С разрушением промышленности у Николаева появились другие характеристики, совсем не такие лестные, как раньше. Не секрет, что сами николаевцы между собой давно уже называют родной город «будкоградом» и «быдлониколаевом». Грубо, но честно. Эти самоуничижительные характеристики говорят о многом.
Закономерным спутником нынешней экономической ситуации стал рост преступности. Впрочем, правоохранители сохраняют олимпийское спокойствие при подведении результатов своей работы, всячески убеждая журналистов и граждан в том, что «криминогенная обстановка в городе и области нормальная и контролируемая». Как кого, но простого обывателя, который ежедневно узнает из новостей ужасающие подробности преступлений, эти отчеты ничуть не успокаивают. В Николаеве и области остаются не раскрытыми ряд резонансных преступлений, в частности, убийство двухлетней давности 20-летней студентки Марины Люботы в парке Ленинского комсомола, ряд разбойных нападений на фермеров в разных районах области. Не раскрыто убийство николаевского бизнесмена Анатолия Баталова, которого в прошлом году расстреляли прямо в центре города. Кроме того, милиция не сообщала ни о каких продвижениях в расследовании покушения на убийство предпринимателя Сергея Лубенца. Не раскрыто и убийство бизнесмена Анатолия Зубатина, которого в мае нынешнего года неизвестные застрелили прямо в подъезде его дома на улице Декабристов в Николаеве.
…Полтора года назад чудовищное по своей жестокости происшествие – изнасилование и попытка сожжения заживо – закончившиеся смертью 18-летней николаевской девушки Оксаны Макар, потрясло всю страну. И обратило на город моряков и корабелов пристальное внимание прессы и политиков. «Это криминогенная, бандитская область, где, «благодаря» действующей власти, на 30% выросла преступность», — заявлял тогда один из лидеров объединенной оппозиции Арсений Яценюк.
По его словам, 37% преступлений в Николаеве составляют тяжкие и особо тяжкие. «Это один из самых высоких показателей в Украине. Практически каждый месяц в городе и области совершается заказное убийство», — сказал он.
По мнению другого оппозиционера, экс-заместителя главы МВД Геннадия Москаля, процент нераскрытых убийств в регионе (более 20% от общего количества убийств, совершенных в области в 2012 году, – УНИАН) можно назвать «чрезвычайным происшествием». По словам парламентария, Николаевская область — «одна из самых тяжелых в Украине». «В регионе – полный разгул криминала, а милиция не может совладать с той обстановкой, которая есть», — сказал он и добавил, что даже в отношении резонансных преступлений правоохранители почему-то хранят молчание.
И это, к слову, играет против милиции, уровень доверия к которой по всей Украине составляет около 1%. «Как только правоохранительная система пытается что-то утаить, в обществе возникает подозрение, что кого-то пытаются «отмазать», оградить от ответственности, даже если этого нет на самом деле», — пояснил УНИАН руководитель общественной организации «Центр аналитический исследований», социолог Андрей Сенченко.
Впрочем, то, что пытаются замалчивать в милиции, предают огласке журналисты. По словам социолога, когда происшествие активно обсуждается в СМИ, в Интернете, в разговорах на кухнях, между знакомыми и друзьями, утаить какую-либо информацию становится уже невозможно. Особенно, если о преступлении не молчат и сами жертвы. Так, о своем изнасиловании рассказала Ирина Крашкова. Под натиском СМИ, но также добровольно, говорили Оксана Макар и ее мать. Для того, чтобы попросить о помощи, не стала скрывать подробностей нападения на Сашу Попову и ее мама – Алла Гудзь… И лишь широкая огласка в этих случаях стала, пожалуй, единственной возможностью реально помочь жертвам и добиться справедливого наказания для их обидчиков.
Тем не менее, Андрей Сенченко уверен, что любое беззаконие должно быть предано огласке с позиции всех сторон. «Если что-то произошло, обществу необходимо услышать позицию разных сторон. Более того, если информации со стороны правоохранителей нет, возникают домыслы, слухи, и это нервирует украинцев», — считает социолог.