Александр Роднянский: «РЕН смотрит на мир жестким мужским взглядом»
— Вы официально возглавили экспертный совет Национальной Медиа Группы ближе к концу телевизионного года. Поэтому для телеканалов РЕН и «Пятый», как я понимаю, этот сезон оказался чрезвычайно коротким.
— Он не оказался коротким, он только для нас начался. РЕНом и «Пятым» мы начали заниматься только в марте этого года, и для нас сейчас самое начало сезона. В том числе и поэтому мы по-боевому смотрим на летний период, который на телевидении традиционно считается затишьем. У нас затишья не будет, мы это время используем, чтобы поэкспериментировать с новыми проектами.
— Успели, но это далеко не самое важное из произошедших изменений. Я убежден, что мы хорошо почувствовали формат РЕНа. Иначе бы не случилось такое событие, уже признанное и общественным мнением, и критикой, как передача «Справедливость» с Андреем Макаровым. С самого начала нам казалось, что для зрителей телеканала важно информационное вещание, что они через него воспринимают канал.
«Новости 24» с Михаилом Осокиным и «Неделя» с Марианной Максимовской — это и для РЕНа, и для российского телевизионного пространства в целом выдающиеся программы. Учитывая это, мы и думали над новым, уточненным образом канала. Сегодня РЕН — это телевидение информационно насыщенное, остросоциальное, смотрящее на мир жестким мужским взглядом. Не канал для мужчин, а именно канал с мужским отношением к жизни.
— Традиционной проблемой РЕНа всегда была эклектичность. «Голые и смешные» уж точно не должны идти на одном канале с Марианной Максимовской. Мы же стараемся создать более цельный образ канала. Мы укрепили дневной эфир, где отлично идет шоу «Званый ужин», удачно стартовавшей программой «Давай попробуем». Дневное новостное вещание — выпусками «Экстренного вызова». Эта, на мой взгляд, прекрасно сделанная программа шла раньше в рамках Пятого канала. Но мне показалось, что для «Пятого» с его амбициями стать каналом для мыслящих людей программа не подходила.
— Команда Натальи Никоновой — это авторы большинства побед российского телевидения в жанре ток-шоу . За их плечами такие успехи, как «Пусть говорят», «Модный приговор», «Давай поженимся», и многие другие известные программы. Понимая, что нужно РЕНу, и сначала придумав название, мы предложили Никоновой разработать этот проект.
— Я просто обратила внимание, что не на всех новых проектах изначально было ваше имя. «Черкизону» же не с вами начинали?
— Этот проект RWS разрабатывала давно и предлагала разным каналам. Мне лишь показалось это подходящим для нового облика РЕНа. «Черкизона» — это попытка сделать остросоциальный сериал, который объединяет два диаметрально противоположных жанра. С одной стороны, это классическая теленовелла, с другой — стилизация под документальное расследование с использованием большого количества реальных материалов, которые придают фильму жесткость и убедительность. А вот к другой премьере лета — российско-китайскому сериалу «Последний секрет мастера» — я отношения вообще не имею, он был запущен несколько лет назад.
— Показатель успеха, на мой взгляд, это не только общее удовлетворение и даже не рейтинг. Скажите, часто ли на «Справедливость» жалуются?
— Бывают конфликты, но к РЕНу в этом плане уже привыкли. К нему относятся как к независимому каналу, который не боится сложных тем.
— Вы не раз сказали слово «социальный», да и раньше говорили, что РЕН — для социально активных людей. Это для тех, кто с синими ведерками на голове протестует?
— В том числе. Потому что надеть на голову ведерко и выйти на улицу — это позиция. Не оцениваю сейчас, хорошая или плохая. А аудитория РЕНа — это, скорее всего, активные люди, которые свою позицию имеют по любому вопросу. И им как зрителям пропагандистский или трэшевый подход в новостях принципиально неинтересен.
— Вот именно слова «умный» я не говорил. Я говорил, что «Пятый» — компетентный собеседник. Это ТВ для городской, преимущественно мужской аудитории. Телеканал с сильной историей, очень консервативный. Сложно представить, чтобы он поменялся сразу. Мы в свое время решили, что делаем «Пятый» для образованных людей, нуждающихся скорее в понимании, анализе и систематизации. Но при этом без снобизма, без налета музейности и архивности.
— Я недавно говорила с Сергеем Майоровым, который был страшно рад своему переходу на «Пятый» и возможности не снимать больше . Как оказалось, рассказы об океанологах аудиторию не собирают.
— Действительно, у замечательной программы «Дневники наблюдений» рейтинги низкие. Но вопрос не в попсовости персонажей, а в специфике интонации. Зритель «Пятого» любит познавательный эфир, ценит факты, конкретику и точность изложения. Но, как нам стало понятно, им не близок эмоциональный подход и, соответственно, эссеистика.
А «Дневник наблюдений» — это как раз эссеистика. Очень талантливая, но явно не в интонации канала. У меня нет сомнений в том, что Сергей Майоров и его команда смогут найти удачное сочетание своих и зрительских предпочтений. Зато у Дмитрия Быкова и его проекта «Картина маслом», где обсуждаются специально для этой цели произведенные «Пятым» документальные фильмы, рейтинги вполне приличные.
«Программа передач» Светланы Сорокиной тоже удачно пошла, в том числе и потому, что она вполне познавательна. Фактически это исследование истории и культуры страны через большие телевизионные события. То есть в нашем случае важна не тема, а способ повествования.
— Тем не менее я с трудом представляю, как программа Светланы Сорокиной может вернуть к телевизору тех, кто говорит, что не смотрит телевизор. На самом деле выбор настолько ничтожен, что про телевизор действительно хочется забыть.
— Не соглашусь! По телевизору всегда есть что смотреть. Всегда можно найти сильную документалистику, любопытные сериалы, которые появляются на разных каналах. И в этом сезоне были вполне событийные работы. Можно в конце концов смотреть очень хорошее кино.
— В час ночи, в двенадцать. Знаете, та аудитория, которая тоскует по качественному телевидению, она не включает телевизор в семь вечера. Это разговоры в пользу бедных, никто из таких зрителей не приходит домой раньше десяти вечера. На «Пятом», например, кино начинается в 22.30. Нужно здраво смотреть на вещи. Каналов становится больше, и они уже фокусируются на своей аудитории. И такие узкоспециализированные каналы значительно более приемлемы для той самой аудитории, которая сегодня редко смотрит телевизор.
Ведь так называемые универсальные каналы, ориентирующиеся на самую массовую аудиторию, являются заложниками ее вкуса. Обратите внимание, на «Пятом» мы не используем именно те жанры, без которых не выживет ни «Первый», ни «Россия», ни НТВ, — развлекательные шоу и регулярный сериальный показ. У нас их нет как таковых.
— Рекламодатели не на жанры смотрят и даже не на телеканалы в целом. Их интересует только аудитория, привлекаемая каналами. Мы с самого начала определились: мы делаем канал для премиумной аудитории, которую не слишком устраивает существующее сегодня телевидение. Не потому, что оно плохое, а потому, что говорит на другом языке.
И если нам удастся добиться успеха, то мы сумеем привлечь тот качественный сегмент аудитории, который может быть интересен рекламодателям. Задача чрезвычайно сложная. Но, знаете, когда начинали делать СТС, меня многократно пытались убедить, что канал без информационного вещания не сможет стать одним из лидеров телевизионной конкуренции. А СТС стал. Потому что выиграл свою аудиторию и в своем сегменте стал абсолютным лидером.
— Постойте, но «Пятому» в свое время в очень неоднозначной ситуации дали статус федерального канала, что подразумевает массовость.
— Когда в телевидении говорят о сегменте или о нишевых каналах, не забывайте, что речь идет о многих миллионах зрителей. В условии конкуренции десятков, а сегодня уже даже и сотен телеканалов только концептуальная точность фокуса может обеспечить успех у большой аудитории. Мы обязаны гарантировать нашему зрителю цельность высказывания, единостильность интонации. В новом сезоне на «Пятом» мы, безусловно, оставим и «Картину маслом» Дмитрия Быкова, и «Реальный мир» Андрея Норкина, и «Программу передач» Светланы Сорокиной, и «Открытую студию», которая является фирменным брендом канала, и, конечно, всю познавательную документалистику.
— А вот эта программа претерпит очень большие изменения. Именно потому, что мы не очень уже верим в потенциал на «Пятом» ток-шоу , рассчитанного на универсальную аудиторию. Вместо него появится новая программа, более сфокусированная на аудитории канала и с другими ведущими.
— Надеюсь, она не уйдет с канала. Я считаю ее человеком чрезвычайно одаренным, много работающим, но, к сожалению, еще не определившимся в главных телевизионных приоритетах. Она не боится задавать острые вопросы, она небезразлична к происходящему, и у нее есть свой личный угол зрения. Такой подход мне представляется не лишним для «Пятого». Тем более что мы всегда боремся с излишней консервативностью интонации.
— Ваши коллеги, большие телевизионные начальники, в одном издании прошлись по вашим попыткам перезагрузить «Пятый» и РЕН. Вы можете предположить, почему так остро отреагировал глава НТВ? Что вы можете им ответить?
— Я не стал бы комментировать причуды российской телевизионной конкуренции. И уж точно не пытаюсь понять мотивы моих многоуважаемых коллег. Принимаю их как данность и действую в соответствии.
Родился 2 июля 1961 года в Киеве. Окончил факультет кинорежиссуры Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко -Карого. C 1990 по 1994 год — продюсер и режиссер телеканала ZDF (Германия). В 1995 году основал украинский телеканал «1+1».
В 2002 году назначен гендиректором СТС, с 2004 года — гендиректор и президент всего холдинга «СТС Медиа». В 2008 году покинул пост гендиректора «СТС Медиа», а затем пост президента и члена совета директоров компании. С 2010 года — председатель экспертного совета Национальной Медиа Группы. Продюсер более 30 фильмов и 20 сериалов.
«Труд», проанализировав данные по телесмотрению, эксклюзивно предоставленные компанией TNS Россия, выявил несколько тенденций. Федеральные каналы продолжают терять аудиторию — зритель уходит на нишевые каналы. Исключение в минувшем телесезоне составляет только телеканал НТВ, который в 2009–2010 годах показал заметный прирост.
По сравнению с прошлым телесезоном в топ-100 лучших программ поубавилось сериалов. И уж тем более ни одному сериалу не удалось повторить прошлогодний успех «Доярки из Хацапетовки»: в первой десятке программ вообще нет ни одной «многосерийки». Чуть меньше телезрители стали оценивать новостные программы. В топ-100 увеличилась доля художественных фильмов. И если смотреть на интересы молодежи в возрасте от 18 до 34 лет, то это будет именно западное кино, идущее преимущественно на телеканалах СТС и ТНТ.
Лидером рейтинга стало новогоднее обращение президента, а событиями, сплотившими нацию и усадившими ее перед телеэкраном, — отборочные матчи чемпионата мира по футболу с участием сборной России и трансляция военного парада на Красной площади, посвященного 65-летию Великой Победы. Среди сериалов, в пользу которых сделала выбор молодежь, — «Воронины», «Интерны», «Маргоша» и «Универ».
Также можно отметить рост аудитории проекта «Дом-2» . Несмотря на перенос на позднее время эфира, телешоу стали смотреть больше зрителей. А лидером развлекательного вещания стало шоу пародий Первого канала «Большая разница».