Налоговый спецназ — последний довод мытарей

История создания большинства подразделений спецназа в современном мире тесно связана с борьбой с терроризмом. Для этих задач создавалась «Дельта», ГСГ-9, «Отряд 101», «Дувдеван», «Альфа» и многие другие. Поэтому решение Кабинета министров о создании в составе Государственной налоговой администрации Украины управления специальных операций вызвало огромный резонанс в обществе.

Правительство Николая Азарова с первых дней работы подчеркивает главный тезис: низкая наполняемость бюджета — это проблема, связанная с массовым уклонением от уплаты налогов. С недобросовестностью предпринимателей, конвертцентрами и зарплатами в конвертах. С массовыми нарушениями бизнеса, который наживается на формировании фиктивного налогового кредита и фиктивных долгов государства по НДС.

Конечно, гораздо легче видеть проблему не в себе — не в системе власти и не в структуре принятых ею решений, а в недисциплинированном и недобросовестном народе. Поэтому в духе советских андроповских кампаний по борьбе с «тунеядцами», «несунами» и «спекулянтами», которые Николай Янович, несомненно, прекрасно помнит, исполнительная власть очень громко заявляет о решительной борьбе с бизнесом. Главной ударной силой выступает налоговая милиция.

Если в 2008—2009 годах применение подразделений физической защиты в ходе налоговой проверки осуществлялось только с личной санкции председателя ГНА Сергея Буряка, то сейчас, по данным «ЗН», эти ограничения сняты. И силовые акции проводятся по решению любого начальника областной налоговой милиции.

Насколько эффективна эта кампания? Налоговую милицию и раньше боялись. Поэтому рассчитывать, что громкая реклама рейдов и обысков приведет к резкому увеличению налоговых отчислений в бюджет не приходится. «Маски-шоу» на совесть нашего бизнеса впечатления не производят. Предприниматели все больше уходят в подполье, меры по защите от налоговых проверок становятся все более совершенными, и больше всего выигрывают от действий налоговой бухгалтеры и юристы, которые не могут пожаловаться на незагруженность.

Если отбросить пиар и посмотреть на результаты, то попытка «построить» бизнес сугубо фискальными мерами, судя по официальной статистике, полностью провалилась. В июле глава ГНА А.Папаика вновь констатировал невыполнение плана сбора налогов. И это несмотря на то, что массово не принимаются декларации, не возмещается НДС, несмотря на растущую, по информации Госкомстата, экономику, повышенные ставки акцизного сбора.

По официальным данным, план в июле не выполнен всего на 3%. Однако, поскольку план в абсолютных цифрах засекречен, подвергается корректировкам, а с бюджетной росписью для ГНА не знакомы даже начальники областных налоговых администраций, оценить составляющие официальных показателей невозможно. А по неофициальным — июльский план выполнен не более чем на 85%, если вычесть из него необходимость возврата НДС. ГНА рапортует, что за первое полугодие ей удалось собрать на 28% налогов больше, чем за аналогичный период прошлого года, и перевыполнить план — на 112 %! Однако учитывая, что долги государства по НДС перед крупнейшим промышленным предприятиями не возвращаются с октября 2009-го, а вместо этого пополняют плановые отчеты, фиктивность победных рапортов ГНА очевидна. Анализируя закрытую статистику по месяцам, эксперты «ЗН» сходятся во мнении, что в реальности план налоговых поступлений в апреле—июле 2010 выполнен не более чем на 65%.

Впервые должностные лица ГНА признали катастрофическую ситуацию с возмещением НДС. Зампред ГНА Алексей Любченко обнародовал цифры: в январе—июле 2010 года бюджет возмещал предприятиям в среднем по 1,4 млрд. грн. в месяц. Поэтому налоговая сама (!) просит увеличить сумму возмещения из бюджета живыми деньгами хотя бы до 2,7 млрд. грн. в месяц. Вымывание оборотных средств предприятий приводит к полному коллапсу в уплате налогов. Предприятия также рассчитываются с налоговой не живыми деньгами, а погашением налоговых кредитов. Экономика не способна выдержать беспредел фискальной системы.

Банкротство налоговой политики правительства Азарова маскируется манипуляциями со статистикой, а бюджетные дыры штопаются с помощью кредитов, эмиссий и внутренних займов.

Поскольку истинная ситуация со сбором налогов в Украине и влияние на экономику фискальных репрессий правительства официально не признается и не обсуждается, у команды В.Януковича нет ни малейших стимулов менять правила игры и проводить системные реформы.

На кого же рассчитаны «маски-шоу» налоговой милиции, если они не дают требуемого эффекта? Главным потребителем этого специфического информационного продукта является руководство государства. Таким образом мытари рапортуют Виктору Федоровичу и Николаю Яновичу — делаем все возможное, трясем всех, выжимаем все, что можно и чего нельзя! Демонстрируя фискальные «бицепсы, трицепсы и пятицепсы», государство не включает мозги. Легальная база налогообложения сокращается. Хаотичный и противоречивый процесс написания и исправления Налогового кодекса показывает, что даже в самых общих рамочных вопросах налоговой политики власть не имеет согласованной позиции, стратегии действий.

Однако сейчас в налоговой милиции, по словам ряда экспертов «ЗН», фактически царит «междуцарствие». Поскольку самостоятельным центром влияния выступает Андрей Головач, первый заместитель начальника налоговой милиции — начальник главного управления.

Головач, так же, как и председатель ГНА Александр Папаика, был назначен по протекции «Саши всемогущего» — Александра Викторовича Януковича, старшего сына президента, который строит семейный бизнес, как говорят, вокруг «Укрбизнесбанка». Головач напрямую заходит для решения служебных вопросов к Папаике. И потому в руководстве налоговой милиции отношения весьма напряженные. Как сохранить контроль за милицией, как повысить влияние Шейбута и при этом не испортить отношения с его подчиненным и стоящими за ним людьми? Азаров и Шейбут придумали весьма элегантное «византийское» решение для этой задачи.

Создание управления специальных операций и управления оперативного сопровождения крупных налогоплательщиков преследует целью, конечно, наполнение бюджета и т.п. Но на самом деле структура налоговой милиции и без того позволяет решать любые вопросы, связанные с проведением оперативно-розыскных мероприятий. Усложнение структуры бюрократического аппарата, создание новых генеральских должностей (по две на каждый главк) связано прежде всего с дроблением полномочий управления, возглавляемого Головачом.

По штату в налоговой милиции с момента создания значилось два заместителя председателя — начальники главных управлений. Подразделение по борьбе с коррупцией не имело статуса Управления, и чем оправдано повышение статуса этой структуры, кроме как бюрократическими играми, не объяснишь. Таким образом, создание трех новых главков добавляет, по логике, еще как минимум три генерал-лейтенантские и три генерал-майорские должности. Это в дополнение к уже существующим, по данным депутата А.Гриценко, 22 генеральским должностям в налоговой милиции. Расширение этой генеральской армии как-то плохо вяжется с заявленным президентом и премьером желанием сократить государственный аппарат. Любопытно, что хотя закон об изменении структуры налоговой милиции не принят, на сайте ГНА заместитель начальника налоговой милиции уже значится как начальник управления внутренней безопасности. В настоящее время статус двух действующих заместителей начальника налоговой милиции не соответствует нормативной базе.

Удастся ли Азарову добиться внесения соответствующих изменений в закон, определяющий структуру налоговой милиции? Законопроект премьера принят в первом чтении, однако когда он будет принят в целом и будет ли подписан В.Януковичем? Есть веские сомнения.

Любопытно, что еще задолго до утверждения новой штатной структуры в руководстве налоговой милиции были назначены дополнительные заместители начальника — Виталий Захарченко и Ярослав Янушевич. К слову, их назначили в нарушение постановления Кабмина, определяющего штатное расписание руководства налоговой милиции. Захарченко и Янушевич планировались на посты руководителей новых управлений. После того как парламент не смог быстро принять законопроект Азарова о новых управлениях, Захарченко из налоговой милиции ушел на повышение, не пробыв и месяца замом Шейбута — сейчас он первый заместитель начальника ГНА Украины. Янушевич пока остался замом без управления. Ярослав Владимирович — один из вундеркиндов налоговой службы, такая карьера возможна только у нас. В 20 лет, еще будучи студентом-третьекурсником, он уже работал главным государственным инспектором-ревизором, и занимал высокие должности в руководстве ГНА! В 25 Янушевич стал директором департамента налогового аудита и валютного контроля, а зампредом ГНА он стал в 28 лет. Сейчас уже в качестве 32-летнего ветерана Ярослав Владимирович занимает в налоговой милиции пост «связника» с Кабмином и парламентом.

Следует также отметить возросшую политическую самостоятельность еще одного зама Шейбута — Иосифа Бучинского, который возглавляет следственное управление налоговой милиции с 2006 года. Секрет его живучести — мощные связи в прокуратуре. Прежде всего с одним из претендентов на пост генерального прокурора — заместителем генпрокурора Виктором Пшонкой (они кумовья), и близкие контакты с заместителем генпрокурора Виктором Кудрявцевым.