Из домов россиян исчезают пианино, швейные машины и радиотехника – ВЦИОМ
Всероссийс?ий центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, зачем россияне приобретают товары длительного пользования, ?а?ой стратегии приобретения (на?опление, ?редит, в долг) придерживаются и где предпочитают совершать ?рупные по?уп?и: в своем населенном пун?те или в других местах.
За десять лет ?оличество бытовой техни?и в домах россиян существенно выросло. Та?, пра?тичес?и в ?аждой семье сегодня есть телевизор и холодильни? (по 96%, в 1990 г — 87 и 85% соответственно). Та?же более 80% опрошенных — обладатели стиральной машины (с 73 до 89%), пылесоса (с 66 до 80%), часов (с 78 до 85%) и мебели (с 48 до 91%), причем за десять лет меблированных домов стало в два раза больше.
Рез?о увеличилась в России доля владельцев ми?роволновых печей (с 3 до 55%) и видеомагнитофонов, DVD-плееров (с 4 до 63%). В тоже время из домов респондентов исчезают радиотехни?а (с 61 до 47%), швейные машины (с 55 до 47%) и пианино (с 11 до 6%).
Главным мотивом приобретения товаров длительного пользования для россиян остается стремление создать в доме условия для удобной, ?омфортной жизни (61%). На втором месте по значимости — необходимость замены старых вещей новыми, причем за последние десять лет этот стимул стал более популярным (с 39 до 45%). Остальные мотивы совершения ?рупных по?упо? а?туальны не более, чем для 11% опрошенных: та?, 7% делают приобретения, ру?оводствуясь не утилитарными соображениями, а желанием иметь ?расивые и дорогие вещи, 3% рассматривают дорогостоящие по?уп?и ?а? способ инвестиции, а 1% убежден, что в условиях дефицита подобные товары не будут лишними. Вынужденная по?уп?а новых товаров в виду износа старых хара?терна в первую очередь для малообеспеченных (52%), респондентов предпенсионного и пенсионного возрастов (50-52%), женщин (47%). Стремлением ? ?омфорту и ?расоте ру?оводствуются главным образом состоятельные (65 и 12% соответственно), молодежь (71 и 9-10%).
Наиболее популярная среди россиян стратегия приобретения дорогостоящих товаров — на?опление (58%). Именно та?, ?а? правило, поступают пожилые (71%), обеспеченные (63%), мос?вичи и петербуржцы (68%). Почти четверть опрошенных предпочитают приобретать товары в ?редит (23%). В основном респонденты средних лет (29-30%), со средним уровнем доходов (25%), жители малых и средних городов (по 26%). Наименее востребованы респондентами по?уп?и в долг (8%). Занимают деньги прежде всего респонденты 25-40 лет (13%), малообеспеченные (11%), жите двух столиц (16%). Для женщин более традиционны приобретения в ?редит (25 против 21%), в то время ?а? мужчины чаще предпочитают обходиться своими силами и от?ладывать деньги (59 против 57%).
Большинство россиян, ?а? и раньше, совершают по?уп?и товаров длительного пользования в своем населенном пун?те. Одна?о за последние десять лет «потребителей-домоседов» стало меньше (с 74 до 69%). Те, ?то все же выезжают за по?уп?ами, ?а? правило, едут в районный или областной центр своего региона (18%). Причем этот маршрут стал, напротив, нес?оль?о более востребованным (с 15 до 18%). Популярные десять лет назад выезды в Мос?ву и Сан?т-Петербург стали значительно менее распространены сегодня (с 12 до 4%). А вот поезд?и в близлежащие города и села, напротив, совершаются значительно чаще (5%).