Родина-мать будет стоять?

Первый вопрос, который задают волгоградцу, приезжающему в другой город: «Ну, как там у вас Родина-мать? Стоит?». Слухи о том, что скульптура вот-вот упадет, ходят уже не первый год. И это не просто досужие домыслы. Если не начать срочную реконструкцию, главный монумент великой Победы может рухнуть прямо на горожан и гостей Волгограда. На эти выпады музейщики отвечали традиционно: денег на ремонт нет. Теперь средства появились. Региону выделили 1,7 миллиарда рублей на реконструкцию музея-заповедника «Сталинградская битва» (в рамках программы на 2010 — 2013 г.). Значительная часть суммы (500 миллионов) пойдет на ремонт музея-панорамы. Мастера уже вовсю трудятся в нескольких залах. Но это не помешает работе музея. Для посетителей он будет открыт.

— До конца года заменят потолки, предстоит ремонт гранитной облицовки стен, как внутри, так и ее наружной фасадной части со стороны улицы 13-й Гвардейской. Чуть позже заменят витражи ротонд, капитально отреставрируют отдельные стелы, благоустроят территорию, — рассказал «КП»Александр Величкин, директор государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва».

Кроме того, около 400 миллионов распределили на возведение Центра коллекций на Мамаевом кургане. Музейщики надеются, что выставочные залы нового здания разгрузят хранилище музея, где сейчас находится более 160 тысяч экспонатов, учитывая, что оно рассчитано на 60 тысяч единиц. Полную реконструкцию музея-заповедника «Сталинградская битва» планируется завершить к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

А вот с главным монументом комплекса опять все не так просто. На непосредственное восстановление самой скульптуры выделенные деньги не предусмотрены. Все дело в том, что сейчас только начались изыскательные работы. Установили пьезометрические сети для наблюдения за поведением грунтовых вод. Архитекторы, гидрологи и армия других специалистов пытаются определить, как лучше всего поддержать Родину-мать, какие работы потребуются. Возможно, после их заключений власти задумаются и о финансовой поддержке главного символа Волгограда.

— Предлагаю создать благотворительный фонд в поддержку Мамаева кургана. Денег, конечно, на реконструкцию своими силами без поддержки властей не собрать, зато участие будет. А то у нас новое поколение и не помнит, какие заслуги хранит история Сталинградской земли.

— Наверное, никак. Ей внимания хватает. Я бы поддержал тех энтузиастов, которые изучают и прославляют времена Царицына. И деньги надо выделять именно на это. Нам пора вернуться к корням, без этого нет будущего.

— Мамаев курган — это памятник мирового значения. И если кинуть клич, что он нуждается в деньгах на ремонт, то, думаю, помогли бы не только россияне, но и французы, немцы. Все, кому важна память о войне.

— Установил бы жесткий  контроль за теми деньгами, которые выделили на комплекс. Если бы все суммы на объекты культуры доходили по назначению, а не оседали в карманах, у нас давно было бы не хуже, чем в музеях Франции или Италии. Жаль, это не в моей компетенции.

— Материально. Можно открыть благотворительный счет и предложить волгоградцам перевести дневной заработок на реконструкцию комплекса. Думаю, что многие жители с удовольствием откликнутся.

 — Я бы как настоящий джентльмен подал ей руку, если она вдруг начала бы падать. Судя по тому, насколько она отклонилась, ждать мне осталось недолго.

— Использовал бы выделенные государством деньги рационально. Это вопрос комплексный, но первым делом я бы сделал на Мамаевом кургане нормальные туалеты. Именно они зачастую — лицо музея.

— Я ее и так поддерживаю. Исправно плачу налоги. Именно из них в том числе идут деньги на реставрацию памятников.

— Надо поставить вдоль лестницы, ведущей к скульптуре, ящики, куда туристы могли бы бросать деньги. Собрали бы немного, но хотя бы на ремонт постамента.