Новый литературный сезон во французских книжных магазинах
Новый литературный сезон открыт. Коробки с тиражами семиста новых романов распакованы, и самые удачные и удачливые из них призывно выглядывают из витрин книжных магазинов. Французские книжные критики, которые уезжали на каникулы с полными чемоданами книг, вернулись и теперь бодро рапортуют о прочитанном.
Журнальные и газетные полосы наперебой запестрили ожидаемыми заголовками с именами Мишеля Уэльбека и Амели Нотомб, а также новыми именами, вроде финно-эстонской писательницы Софи Оксанен. Последняя всколыхнула французскую прессу романом «Очищение» (Purge), который в этом году вышел и на русском языке.
Но не всем новым романам удается прорваться сквозь сотни других и громко заявить о себе. Посредником при знакомстве между книгой и читателем выступает продавец в книжном магазине. Книжный продавец во Франции — больше, чем просто продавец. Здесь именно книготорговец читает и выбирает книги, которые потом окажутся на витрине или в центре прилавка. Именно он берет на себя роль советника, помогает сомневающемуся читателю выбрать книгу, угадывает настроение, беседует о литературе.
Первые рукописи еще не напечатанных книг попадают в книжные магазины уже в мае, то есть, как минимум за три месяца до открытия сезона. У продавцов начинается период интенсивного чтения и отбора, встреч с коммерческими представителями издательств, который длится два месяца. Как и журналисты, продавцы книжных магазинов, отправляются на каникулы с обязательным набором книг для прочтения. Все прочитать, естественно, невозможно, поэтому каждый владелец книжного магазина ориентируется на свою стратегию отбора в зависимости от сюжета, автора или даже чтения первых страниц.
Отобрать и прочитать сотню романов, естественно, недостаточно. Главное – привлечь к ним внимание читателя. Книжные магазины разрабатывают разные стратегии: начиная от классически оформленной витрины, посвященной той или иной теме или тому или иному писателю, заканчивая витриной виртуальной, то есть созданием специального сайта или блога, где читатели обмениваются своим мнением о прочитанных книгах.
Один из самых больших книжных магазинов на севере Франции «Le furet du nord» (« Le Furet du Nord » что на русский переводится, как «северный хорек») по случаю начала нового сезона, создал совместно c виртуальной библиотекой Libfly специальный сайт, который так и называется rentreelitteraire2010 (www.rentreelitteraire2010.com) («новый литературный сезон 2010»). На этом сайте представлены лучшие, по мнению магазина, романы сезона.
«Я думаю, что мы, конечно, не прочитали все 700 романов! Однако нас, консультантов из «Le Furet du nord», по меньшей мере, 30-40 человек, и каждый читает по несколько романов. С сайта Libfly тоже было где-то 30 человек. Как все происходило? Каждый читал, то, что ему хотелось, а затем выбирал из прочитанных романов те, которые ему больше всего понравились. Мы устроили специальное заседание нашего читательского комитета в середине июля. Каждый приготовил карточки с оценками понравившихся ему книг и написал, почему ему понравилась та или иная книга. И уже из этих книг мы выбрали 20 книг, которые получили самые высокие оценки и набрали больше всего голосов.
Если у сетевых книжных магазинов есть возможности для проведения больших промо-акций, то маленькие и независимые магазины стараются делать ставку на возможность установить личный контакт покупателя с продавцом. Продавец должен стать для покупателя своеобразным гидом, помочь ему сориентироваться в сотнях книг, угадать его вкус или даже разжечь любопытство. Возможность диалога и время, отведенное на советы, вот два главных преимущества маленького книжного магазина. К этому можно добавить множество чудесных деталей, которыми так любят баловать своих клиентов продавцы таких магазинов. Записки, закладки и даже игральные кости («бросьте кости, и если вам выпадет шестерка, обязательно купите эту книгу»).
В магазине « Camponovo» во французском городе Безансон, например, к книгам пришпилены фотографии продавцов с небольшими рекомендациями, чтобы, когда любимого продавца нет на месте, читатель мог, все равно, обратиться к его советам. А в магазине «La griffe noire» (в переводе на русский это означает «черный коготь») в парижском пригороде Сен-Мор-де-Фоссе на одном из романов Мишеля Уэльбека можно прочитать такую записку: «Уэльбек – это как наша футбольная сборная в Южной Африке: деньги, потраченные зря». Крупный сетевой магазин вроде «Фнак» или «Виржин» едва ли может себе позволить подобные выходки.
Владельцу книжного магазина «Ля гриф нуар» Жерару Коллару феномен нового литературного сезона вообще не нравится. «Каждый год одни и те же, — говорит он в интервью французской газете «Круа» — Бегбедер, Уэльбек, Нотомб». Поэтому в его магазине для книг из нового сезона нет никаких привилегий. В своей нелюбви к новому сезону владелец «Ля гриф нуар» не одинок. Французский информационный портал «Лепост» опубликовал, например, список из 10 причин, чтобы бойкотировать новый книжный сезон. Среди приведенных в списке доводов те же, что приводит Жерар Коллар. «Лепост» называет это «синдромом Каннского фестиваля»: из года в год в литературном сезоне одни и те же лица, Амели Нотомб, Мишель Уэльбек. А те, кто в этом году «избавил» нас от своей прозы, вроде Фредерика Бегбедера или Жан-Пьера Перно, все равно, не дают нам покоя, становясь персонажами нового романа Мишеля Уэльбека «Карта и территория», предупреждает «Лепост».
Однако, для большинства владельцев независимых книжных магазинов, открытие литературного сезона остается одним из самых важных событий года. Гийом Ледуарэн, ответственный за отдел иностранной литературы в одном из самых знаменитых парижских книжных магазинов «L-?cume des pages » («Пена страниц»), находящемся на бульваре Сен-Жермен, считает, что новый литературный сезон – это, прежде всего, возможность выбора для читателей.
Это скорее интересный период, потому что появляется огромное количество новых, интересных книг, которые хочется прочитать. В этом году, новый литературный сезон кажется мне весьма удачным: есть и книги, которые хорошо продаются, и книги более скромных издателей, которые делают ставку, прежде всего, на качество. У потенциальных читателей есть огромный выбор.
«В первую очередь, мы заказываем у коммерческих представителей издательства книги, количество экземпляров которых варьируется в зависимости от значимости писателя и от того, что нам рассказали о каждой книге коммерческие представители. За 2-3 месяца до начала продаж,сотрудники магазина начинают читать книги, чтобы выбрать самые интересные. Обычно нас 5-6 человек, иногда чуть больше, ведь новый литературный сезон – одно из самых важных событий в году».
В больших и маленьких книжных магазинах осень, пожалуй, самый насыщенный событиями период. Это время встреч с писателями, литературных семинаров, чтений и фестивалей. Издатели и владельцы книжных магазинов не успевают остановиться и отдышаться, как наступает зима, а с ней — открытие январского литературного сезона, который приносит 500 новых романов. Но это уже другая история.