Новые традиции в старых стенах
Речной вокзал – одно из наиболее выразительных сооружений советского времени в Твери. Отличается интересной композицией, построенной на основе геометрических фигур. Чистота линий и простота форм, отсутствие витиеватого декора создают впечатление монументальности и основательности. Трехэтажное со стороны реки здание в центральной части увенчано башней со шпилем, на который невольно устремляется взгляд, симметричные крылья оформлены арками и балконами.
Увы, сегодня здание речного вокзала впечатляет лишь своей неухоженностью и запустением. Ушла эпоха – разрушается ее символ. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Это, безусловно, так. Но архитектура – это также застывшая история и культура. Это ощущение подлинности прошлого. Не все города, стоящие на Волге, могут похвастаться красивым зданием речного вокзала. Например, в Самаре, Тольятти, Саратове они типовые. В Рыбинске, Костроме, Угличе, несмотря на активное движение теплоходов в советское время, специальные здания для приема пассажиров речного флота так и не построили.
Архитектурный памятник речного вокзала требует срочного ремонта. Сохраним ли мы часть нашей истории для потомков или, променяв былую красоту на суперсовременный «новострой», навсегда утратим неповторимый облик города? Будет ли речной вокзал символом прошлого и будущего Твери?
Когда-то река Тверца была основным водным путем из Твери в Новгород. Этот факт во многом определял выгоду географического положения города. На стрелке Тверцы и Волги выросли стены Отроч монастыря, основанного чуть ли не раньше самого города. В смутное время междоусобиц монастырь мог выполнять функцию крепости и защищать Тверь на восточном рубеже. С Отроч монастырем связаны судьбы преподобного Максима Грека и опального митрополита Филиппа (Колычева).
Строительство в 1932 году канала Москва – Волга и Московского моря вновь оживило древний вод-ный путь. Речной вокзал в Твери должен был символизировать победу советского строя. Потому молодая власть, не раздумывая, пожертвовала зданиями комплекса Отроч монастыря. В 1935 году началось строительство по проекту Е.Гаврилова и П.Беляева. Проектировщики создали величественный комплекс в стиле сталинского ампира.
Здание речного вокзала – красивое сооружение. Могло бы вновь стать украшением нашего города. Думаю, что из всех возможных вариантов идея с размещением загса в исторических стенах наиболее удачная. Когда наступает самый прекрасный день в твоей жизни, хочется романтической атмосферы. Место расположения речного вокзала даст возможность и молодоженам, и их друзьям полностью насладиться праздником.
Многие пары едут фотографироваться на фоне речного вокзала. Размещение в его залах отделения загса – интересная мысль. Думаю, что это хороший повод для реставрации здания. Уникальное архитектурное сооружение, памятник культуры уже длительное время находится в плачевном состоянии. Большинство тверитян скорее всего со мной согласятся: качественная отделка вернет былую монументальность со-оружению.
Здание речного вокзала необходимо сохранить. Думаю, целесообразнее использовать его как культурный центр. Если разместить в нем загс, то можно сделать рядом хороший банкетный зал, предоставить возможность работать рядом различным конторам по проведению праздников, открыться небольшим бутикам со свадебной мелочевкой. Да и место там живописное, вид на реку замечательный.
Все последующие годы речной вокзал с радушием принимал прогулочные и экскурсионные суда, в том числе и дальнего следования. Многие тверитяне с удовольствием пользовались услугами речного транспорта, отправляясь на дачу, в детские лагеря. И до 1997 года в помещении вокзала кипела жизнь: продавались билеты, ожидали свой рейс пассажиры, работали сотрудники речного флота – здание выполняло свою функцию. Состояние сооружения позволяло рассчитывать на долгое будущее. Лишь в октябре 2000 года пришлось произвести технический осмотр из-за видимого невооруженным глазом наклона шпиля и небольшой неисправности кровли. На этот раз комиссия пришла к выводу, что сохранность элементов «хорошая или почти хорошая».
В том же 1997 году постановлением Законодательного собрания Тверской области здание причислили к памятникам архитектуры. Комитет по охране памятников стал арендодателем, а речники – арендаторами. Время было безденежное, потому за сохранностью здания не следили. Впоследствии речной порт перевели в Перемерки, постепенно туда же переехали все службы. В здании речного вокзала расположилось несколько фирм арендаторов и Центр молодежного патриотического воспитания. Здесь же разместились Музей ужасов и Музей воинских традиций.
Живописное место вокруг вокзала в центральной части города при отсутствии «крепкой хозяйской руки» превратилось в «лакомый кусок» для бизнеса. С 2003 по 2006 годы вокруг этой территории уже велась серьезная борьба. В 2003 году в соответствии с Временными правилами землепользования и застройки города, утвержденными Тверской городской думой, близлежащую территорию речного вокзала причислили к общегородской коммерческой зоне. В дальнейшем здесь планировалось построить крупный торговый комплекс, что нарушило бы культурную целостность памятника. Однако на пути инвестора комплекса встала общественность, жители близлежащих домов. Строительство торгового центра было приостановлено.
До сих пор здание речного вокзала остается архитектурным памятником культуры. Даже не делая специального обследования, можно понять, что мы его теряем. По оценкам специалистов из комитета по охране памятников и культурного наследия, «произведенные изменения проектных решений привели к искажению внешнего облика памятника, а также к образованию постоянных протечек кровель, к интенсивному намоканию и разрушению стен здания и отделочных фасадов. В результате многочисленных ремонтов асфальта вокруг здания водоотвод был нарушен. Сети водопровода и канализации проложены с нарушением технических норм, что привело к дополнительному намоканию стен». О судьбе памятника вновь говорили на совещании при распределении бюджетных средств администрации области. Состояние здания на этот раз назвали критическим. Снести, реставрировать или реконструировать, учитывая дальнейшую эксплуатацию помещения, – прозвучали три варианта дальнейшей судьбы здания. К счастью для жителей города, члены комиссии единодушно признали, что речной необходимо сохранить. Каким образом использовать здание после ремонта, пока не ясно. Ведь рядом планируется строительство нового ЗАГСа. Гениальная идея витала в воздухе, и ее озвучил председатель комиссии заместитель губернатора Алексей Каспржак: оставить фасад, а внутренние помещения реконструировать под планируемый Дворец бракосочетаний. Идея размещения загса в стенах исторического памятника тут же обросла предложениями о создании своей, тверской, традиции – подъезжать на регистрацию летом на лодках, а зимой на санях. Хочется выразить надежду, что на этот раз к разговору о судьбе всеми любимого речного вокзала привлекут и жителей Твери.
Арки речного уже давно облюбовали фотографы и молодожены. Сколько красивейших фотографий невест и женихов хранятся в альбомах тверитян!
Будем надеяться, что такое романтичное место нашего города не превратится в еще одну заурядную торговую точку с судьбой «Бастилии», а станет достойным современным Дворцом для регистрации рождения новых семей тверитян.