Объективности рады
Пресс-туры российских журналистов по Беларуси с обязательной личной встречей с Президентом давно стали традицией. Началась она еще в 2003 году. Показать нашу страну как есть — в этом состояла главная идея.
У нынешней поездки был, увы, особый подтекст. В интернете писали, что Кремль запретил федеральным СМИ «участвовать в турах по Беларуси». Вряд ли это так… Во всяком случае, вчера в Национальной библиотеке собралось более сотни российских журналистов. И не только из регионов. Были журналисты из Москвы, Питера, Екатеринбурга и многих других городов.
Заметно, что в последние месяцы федеральные каналы и центральные газеты ведут агрессивную, я бы даже сказал, оскорбительную информационную кампанию против руководства нашего государства. Если раньше московские СМИ просто мало говорили о Беларуси, то теперь информации в избытке. Но сплошной негатив. Инсинуации или даже откровенная клевета, которая мощным потоком льется на уши российских зрителей, создает плохой фон для наших двусторонних отношений. У непосвященного человека, который посмотрит российские новости, может создаться впечатление, что Беларусь сегодня из разряда союзников перекочевала в стан противников России. Это, разумеется, совсем не так, и в этом смысле значение встречи Александра Лукашенко с российскими журналистами было очень велико.
За четыре с половиной часа, которые продолжалась пресс-конференция, Президент детально обрисовал российской прессе объективную картину происходящего. В свою очередь, вопросы, доброжелательные реплики, тот интерес, с которым мои коллеги слушали Александра Лукашенко, говорят о том, что своей цели навязанная кое-кем пропаганда не достигает. Ее инициаторам не удается рассорить народы. И это главное. Одно из моих самых сильных впечатлений от прошедшего мероприятия — это теплое, я бы даже сказал, горячее отношение коллег к Беларуси, к проводимому в стране курсу.
Журналисты в этот раз побывали в командном пункте Северо-западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО, познакомились с работой агрокомбината «Дзержинский» и «Коммунарки», побродили по Несвижскому замку, посетили «Минск-Арену», посмотрели фильм «Брестская крепость». «Я приезжаю сюда в шестой раз, — делилась со мной Наталья Семенова из пермской газеты «Звезда». — И приезжаю за положительными эмоциями. Мне приятно видеть хорошо управляемое человекоориентированное государство». Самое главное, отмечает она, то, что говорится на пресс-конференциях, подобных вчерашней, то в Беларуси на самом деле выполняется. И пусть об этом узнают читатели и телезрители России.
За четыре часа Президенту были заданы десятки вопросов. Вполне естественно, что многие из них повторялись, поэтому мы решили объединить некоторые вопросы по «блокам» и в таком виде дать читателям «СБ» представление об основной тональности и смысловых акцентах пресс-конференции.
Условно наши взаимоотношения можно разделить на три уровня. Первый уровень — это взаимоотношения наших людей и предприятий. Там, где еще политика не вмешалась в эти отношения, все идет более или менее сносно. Особенно на уровне людей. Я думаю, здесь очень сложно выстроить какие-то барьеры и столкнуть наши народы. В Союзном государстве, когда мы стремились к тому, чтобы выравнять права граждан в России и Беларуси, сделано немало. В области образования, здравоохранения. Вы это знаете. И разрушить это вряд ли кому-то удастся. Если, конечно, Россия не откажется от тех наработок и от тех законодательных актов, договоров, которые подписаны. Но, я думаю, что нет, не откажется. Потому что это будет во вред российскому обществу. Мы от этого отказываться не намерены. Мы свято будем соблюдать те договоренности, которые касаются взаимоотношений наших народов. Второй уровень — предприятия. Здесь тоже, можно сказать, более или менее нормальные отношения. Потому что товарооборот за 6 месяцев этого года вырос почти на 30 процентов. Третий уровень — взаимоотношения регионов и региональных лидеров. Здесь не все так плохо. Но и не так хорошо, как было раньше. Потому что в свое время губернаторы имели некую большую степень свободы в связи с тем, что они избирались населением, и те губернаторы, кто покрепче, помужественнее, ехали в Беларусь. Я не помню, чтобы было какое-то противодействие им. Мы очень многое с ними сделали. Что касается наших межгосударственных отношений на уровне глав государств и правительств, то, мягко говоря, они желают быть лучшими. Вы видите, что происходит в последнее время. И, несмотря на это, тем не менее я абсолютно уверен и убежден, что вот эта тактика (не думаю, что это стратегия российского руководства) сойдет на нет. Потому что потерять Беларусь для России — это катастрофа. Катастрофа не только геополитического масштаба, но и прежде всего — морального. Мы самый близкий и самый надежный народ для России. И почему я говорю о моральном? Потому что вы знаете, как отреагирует на это российское общество. Поэтому мне кажется, эта необдуманная политика, которая навязывается сегодня нам, недолговечна. Перспективы у наших отношений хорошие. Основа и база для этого есть. Как бы сегодня ни замалчивались успехи, которые имеем в проекте Союзного государства. Будет на это воля российского государства и руководителей прежде всего, элиты вашей, как принято у вас говорить, в течение трех месяцев, максимум за полгода, мы не просто выстроим отношения, не просто вернемся на тот уровень добрых отношений, которые у нас существовали, но и значительно превзойдем этот уровень. Мы к этому готовы. Как вы понимаете, слово не за нами.