Что изменилось в Таможенном союзе за 100 дней?

Несмотря на то, что подписаны уже почти все документы, необходимые для нормальной работы нового объединения, а союз существует уже 10 месяцев, оценить его достижения затрудняются и российские чиновники, и представители бизнеса, и эксперты.

«Оценка неоднозначная», — признался bbcrussian.com на конференции, посвященной первым итогам работы союза, Андрей Точин, глава департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ минэкономразвития.

По его словам, после 1 июля, возможно, стало сложнее проходить казахстанскую и белорусскую границы, но, по мнению чиновника, это неизбежно при формировании подобных союзов.

«Когда все нововведения окончательно утрясутся, должно быть в разы проще, чем было до 1 июля,- признался Точин. — Для того чтобы нормально, эффективно применять нововведения, необходима какая-то определенная привычка, какая-то практика».

По прогнозам представителя министерства, все сложности с прохождением границ должны быть устранены уже до конца 2010 года.

На скорейшее решение трудностей надеются и представители бизнеса, которые уже не раз страдали из-за работы Таможенного союза.

Так, с 1 января, после вступления норм нового объединения, российскую границу не могли пересечь грузы с алкогольной продукцией, ноутбуками, сотовыми телефонами и другим высокотехническим оборудованием.

После вступления в силу Таможенного кодекса ситуация, как ни странно, повторилась, рассказал главный эксперт по импорту компании Nokia Siemens Networks Михаил Морозов.

«Вдруг где-то в середине июля мы получаем сообщение, что наши грузовики остановлены на белорусской границе, и у водителя требуют документы об отсутствии шифрования в грузах, что было для нас полной неожиданностью», — признался представитель компании.

Но если аппаратура могла подождать некоторое время, до выяснения всех обстоятельств, то с товарами срочной доставки было куда сложнее, рассказал bbcrussian.com президент Ассоциации экспресс перевозчиков Владимир Саркисов.

Как признался бизнесмен, когда на границе пытались узнать, как все-таки можно провезти товар в Россию, таможенные службы предлагали вернуться к этому вопросу через неделю.

Тем не менее, как объясняют предприниматели, рано или поздно вопросы на границе все же удавалось решать, и немалую роль в этом играла специальная «горячая линия Федеральной таможенной службы», по которой и таможенники, и бизнесмены получают все необходимые разъяснения по спорным моментам.

Однако до сих пор у бизнесменов возникают вопросы, ответы на которые получить просто невозможно, говорит Михаил Чушков, менеджер по логистике компании Johnson&Johnson.

«Мы столкнулись с голодом информации, и теперь наши тестовые грузовики наобум идут в Казахстан, — возмущается представитель компании. – Мы поняли, что лучше всего понять, как это работает — проверить тестовым путем, но, конечно, это нонсенс, так как лучше все знать заранее».

Кроме того, по словам Чушкова, нередко бывают ситуации, когда согласно Таможенному кодексу, у компании должно быть определенное преимущество, но на границе таможенники продолжают работать по-старому, и отказываются применять новые правила.

Тем не менее, Таможенный союз очень полезен, отметил представитель Johnson&Johnson в интервью bbcrussian.com.

По его словам, компания уже получает конкретную прибыль, к тому же, после 1 июля получается реализовать планы, которые раньше были невозможны.

Однако, несмотря на принятие многочисленного количества документов, Таможенный союз все еще работает не на полную силу. До сих пор в России не принят закон «О таможенном регулировании», который должен заменить старый «Таможенный кодекс».

До его принятия политики и бизнесмены предпочитают не давать оценок работе Таможенного союза, так как до конца неясно, что же получится в итоге.

На настоящий момент деловое сообщество выдвигает свои предложения в законодательные органы, но будут ли они учтены в окончательном варианте закона, никто пока с точностью сказать не может.

«Давайте жить по единому законодательству, о котором мы еще не знаем. Как это будет применяться в России, мы тоже не знаем,- объясняет сложившуюся ситуацию советник по вопросам таможенного права компании DLA Piper Марина Лякишева. — Переключились на Таможенный союз в каких-то вопросах, но многие остаются вообще неурегулированными. Это раздражает бизнес. Естественно, таможенникам очень тяжело — у них нет инструкции, а они привыкли работать по инструкциям».

Такая неразбериха, по мнению собеседницы Би-би-си, сложилась из-за того, что российские власти при создании Таможенного союза руководствовались больше политическими, а не экономическими мотивами: сначала решили сделать, а потом уже подумать, как это будет работать.

Ожидается, что закон должен заработать с 1 января 2011 года, но представители бизнеса снова опасаются, что после новогодних праздников их товары могут опять застрять на границе из-за новых изменений.