Европейские эксперты: Глава Узбекистана выдвинул жизненно важные для Центральной Азии инициативы

Ситуация в Кыргызстане остается серьезной причиной для беспокойства. Нет никакого сомнения, что принципиальная позиция, занятая Узбекистаном в июне, сыграла решающую роль в предотвращении распространения конфликта. Реакция Ташкента была впечатляющей на организационном уровне, а также продемонстрировала глубокую политическую проницательность, т.к. она не позволила использовать массовые беспорядки для оправдания этнической ненависти. Призыв Президента Каримова о вовлечении ООН является своевременным. Только ООН имеет полномочия и авторитет, чтобы предпринять необходимые действия.

Выступление Президента Узбекистана Ислама Каримова в Нью-Йорке на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия» активно комментируется в политических и экспертно-аналитических кругах зарубежных стран.

Так, председатель Кембриджского Форума по ЦА профессор Сиддхарт Саксена отметил, что Президент Каримов затронул социальную и экономическую отрасли, а также сферу безопасности, оставив у всех сильные впечатления о том, что Узбекистан является не только важным фактором в Центральной Азии, но и важным членом мирового сообщества, демонстрирующим приверженность делу мира и безопасности, в равной степени, как для своих собственных граждан, так и народов всего мира.

«Президент справедливо подчеркивает очень сложную и хрупкую ситуацию на юге Кыргызстана. Приверженность Узбекистана предотвращению распространения насилия и использованию военной силы для обеспечения безопасности, а не агрессии, уважение суверенитета границ своего соседа и социальное обеспечение беженцев являются уникальными и образцовыми. Несомненно, это показывает беспрецедентно высокий уровень государственного управления со стороны Президента Ислама Каримова. Особенно, когда общественные настроения по обе стороны границы были накалены третьими силами, в его лице регион обрел мудрого и самоотверженного лидера.

Этот опыт и способность в принятии решений являются тем, в чем мир нуждается сегодня при решении «афганской проблемы»,  особенно путем невоенного урегулирования. Узбекистан имеет не только историческое понимание процесса, но показал, как использовать силы безопасности для поддержания мира, а также то, как необходимо создавать структуры для экономического развития на основе эволюционного процесса. Таким образом, как заявил Президент Каримов, необходима полная поддержка со стороны ООН и международного сообщества в концептуализации и создании механизма для обеспечения мира в Афганистане и, следовательно, процветания регионов Центральной и Южной Азии.

Зрелость и комплексный характер подхода является превосходящей особенностью узбекской политики, что подтверждается речью Президента Каримова на форуме ООН. Продвижение всеобъемлющего развития посредством образования, здравоохранения и сельскохозяйственного производства для того, чтобы обеспечить защиту от экономических и экологических потрясений, действительно является очень сложной задачей.

Некоторые страны мира все еще пытаются понять весь смысл ЦРТ, в то время как Узбекистан, уловив его сущность и направив ее в русло социально-движимой свободной рыночной экономики, занимает, безусловно, гораздо более высокое положение».

«Выступление Президента Каримова освещает основные региональные проблемы в убедительной и сжатой форме. Более того, он предлагает конструктивные меры для продвижения вперед. Действительно, Афганистан является главным источником нестабильности, и необходимо приложить еще больше усилий для урегулирования ситуации. Предложение о создании Контактной группы «6+3» должно быть реализовано как можно скорее.

Ситуация в Кыргызстане также остается серьезной причиной для беспокойства. Нет никакого сомнения, что принципиальная позиция, занятая Узбекистаном в июне, сыграла решающую роль в предотвращении распространения конфликта. Реакция Ташкента была впечатляющей на организационном уровне, а также продемонстрировала глубокую политическую проницательность, т.к. она не позволила использовать массовые беспорядки для оправдания этнической ненависти. Призыв Президента Каримова о вовлечении ООН является своевременным. Только ООН имеет полномочия и авторитет, чтобы предпринять необходимые действия.

В части экологии Президент Ислам Каримов поднял важные вопросы о водопользовании в регионе. Предложение о необходимости строительства малых ГЭС, а не гигантских структур прошлого, является весьма перспективным. Оно представляет собой практический способ решения весьма реальных трудностей с адекватным обеспечением населения водой.

И последнее, что очень важно, усилия Узбекистана по достижению Целей развития тысячелетия ООН были встречены с большим успехом. Как Президент Каримов справедливо указывает, в Узбекистане были достигнуты значительные успехи в области образования, здравоохранения и других аспектах человеческого развития».

Так, директор Французского института международных и стратегических отношений «ИРИС» Паскаль Бонифас отметил, что руководитель Узбекистана дает трезвую оценку сложившейся ситуации в Афганистане. Французская общественность в последнее время весьма  негативно реагирует на участие страны в афганской кампании по причинам, о которых говорил глава Узбекистана в своем выступлении. В частности, с его слов, в Афганистане  стратегия коалиционных сил не дает ожидаемых результатов, ежедневно западные военнослужащие терпят потери, противостояние еще более усугубляется, а положение народа Афганистана осложняется.

«В данном контексте, странам и организациям, которые были перечислены руководителем Узбекистана, в частности США, НАТО и России, следует тщательно изучить и учесть инициативу Узбекистана по созданию под эгидой ООН контактной группы «6+3» для решения афганского вопроса» – сказал П.Бонифас.

По его оценкам, важным моментом выступления И.Каримова является заострение внимания на серьезности угрозы дестабилизации обстановки в Центральной Азии из-за трагических событий в Кыргызстане в июне с.г. В этой связи, в поисках путей примирения, Кыргызстан в первую очередь должен признать допущенные ошибки, ставшие причиной и следствием жестоких кровавых событий на межэтнической почве.

Эксперт считает, что Президент Узбекистана четко определил цели этой акции, заключающейся в создании хаоса и неуправляемой ситуации в стране, а также преследовавшей задачу втянуть Узбекистан в эту резню. С его слов, во Франции признательны Правительству Узбекистана за принятие на своей территории беженцев из Кыргызстана, что пресекло разрастание насилия, способствовало сохранению спокойствия в приграничных зонах и исключило всплеск экстремизма.

Он подчеркнул, что разделяет точку зрения главы Узбекистана о необходимости проведения объективного независимого международного расследования, которое позволит примирить кыргызов и узбеков, исключающих всякую предвзятость и односторонний подход.

— В своем выступлении Президент Ислам Каримов лаконично озвучил наиболее актуальные вопросы, которые находятся в центре внимания всех без исключения стран, расположенных на обширной территории Евразийского континента.

Афганистан, проблемы экологии и, с недавних пор, к сожалению, Кыргызстан занимают первые позиции среди наиболее актуальных проблем Центральной Азии, где разгорается борьба за влияние в регионе.

Президент Ислам Каримов, являющийся, пожалуй, одним из самых опытных и умных политиков сегодняшнего дня, понимает все тонкости происходящих в регионе процессов и складывающейся ситуации. Наиболее ярким доказательством этому стала позиция Узбекистана в дни июньских событий на юге Кыргызстана, которые как совершенно правильно отметил Президент Ислам Каримов, были направлены на втягивание Узбекистана – самого мощного с военно-политической и экономической точки зрения государства региона – в разорительное и кровавое вооруженное противостояние с соседним государством. Если бы не дальновидность и огромный жизненный и политический опыт узбекского руководителя, то наверняка сегодня в пламени жестокой войны горела бы вся Центральная Азия.

В своем выступлении Ислам Каримов также обратил внимание на проблему Афганистана, где ситуация не только не улучшается, а стремительно движется к полному краху планов международной коалиции.

Думаю, предложенная Президентом Исламом Каримовым инициатива о возобновлении деятельности группы «6+3» с привлечением к процессу диалога НАТО, является одной из наиболее сбалансированных и учитывает все основные моменты сложнейшей проблемы, предлагая реальные пути выхода из сложившейся ситуации.

— Призыв Президента Узбекистана Ислама Каримова о проведении независимого международного расследования причин трагических событий на юге Кыргызстана в июне 2010 года является вполне обоснованным. Несомненно, что Кыргызстан в настоящее время нуждается в поддержке, как финансово-экономической, так и политико-моральной.

С этой точки зрения, можно уверенно сказать о том, что проведение расследования причин июньской трагедии, установление и привлечение к ответственности организаторов и исполнителей тех преступлений послужит не только укреплению позитивного имиджа новых кыргызских властей, но и окажет очень важное позитивное влияние на восстановление доверия между кыргызским и узбекским населением юга Кыргызстана.

Мне также хотелось бы обратить внимание на позицию Президента Узбекистана относительно решения экологических проблем Центральной Азии. В то время, когда регион страдает от маловодья, строительство гигантских гидроэнергетических сооружений на основных реках региона усугубит и без того сложную ситуацию и нарушит экологический баланс в регионе. Исходя из этого руководитель Узбекистана предлагает рассмотреть возможность строительства малых ГЭС, доказавших свою эффективность и безопасность для экологии во многих регионах мира.

Комментируя выступление Президента Узбекистана на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия», исполнительный директор компании «Sloga Petroleum Sdn.Bhd.», бывший посол Малайзии в Узбекистане Редзуан Кушайри отметил, что в ходе доклада со стороны Руководства Узбекистана внимание мировой общественности было привлечено к проблемам экологического характера в Центральной Азии. В частности, было подчеркнуто, что нарушение экосистемы в зоне Аральского моря непосредственным образом связано с нерациональным и неразумным использованием водных ресурсов рек Сырдарьи и Амударьи приграничными республиками.

Обнародованная с высокой трибуны информация о положении дел в зоне Аральской катастрофы позволит присутствующим осознать, что сооружение гидроэнергетических объектов на общерегиональных реках без проведения соответствующей независимой экспертизы приведет к нарушению и без того хрупкого баланса водопользования в Центральной Азии и грозит экологической катастрофой более широкого масштаба, чем Аральская.

Почетный секретарь Малазийской юридической ассоциации АСЕАН С.Радхакришнан, подчеркнул, что речь Ислама Каримова свидетельствует о напряженной обстановке в регионе Центральной Азии, демонстрирует важность обеспечения безопасности, которая во многом зависит от ситуации в соседнем Афганистане, где на протяжении трех десятилетий идет непрекращающаяся война, а также на юге Кыргызстана.

Несомненно, усилия Узбекистана по сдерживанию незаконного оборота наркотиков в регионе и обеспечению мира и стабильности не только в республике, но и в регионе в целом, по достоинству оцениваются со стороны мирового сообщества и руководства такой универсальной организации, как ООН.

Выступление предоставило возможность участникам Саммита ООН убедиться в обоснованности и своевременности выдвинутых Президентом Узбекистана Исламом Каримовым инициатив по урегулированию афганской проблемы и вовлечению в этот процесс, помимо соседних стран, России, США и НАТО.

Касаясь темы кыргызских событий, собеседник согласился, что независимое международное расследование будет способствовать налаживанию прежних дружеских взаимоотношений между узбеками и кыргызами на юге Кыргызстана.

Поблагодарив за предоставленную информацию, Вице-президент Азиатского института стратегии и лидерства Макс Сей сообщил, что с интересом ознакомился с содержанием доклада Руководителя республики с высокой международной трибуны ООН.

Наряду со всеми предыдущими выступлениями Президента Ислама Каримова на саммитах ООН, ОБСЕ и НАТО, нынешний доклад содержит конкретные и глубоко продуманные предложения узбекской стороны по решению актуальных вопросов международной повестки дня. В них подчеркивается злободневность проблем, имеющих непосредственное отношение не только к странам Центральной Азии и региону, но и в глобальном масштабе. Вот почему мировое сообщество должно уделить особое внимание их решению.

В частности, как подчеркнуто в выступлении, дальнейшее затягивание решения «афганской проблемы», о которой Узбекистан постоянно в течение многих лет предупреждает мир, может привести к необратимым последствиям, которые будут во много раз сложнее, чем нынешняя ситуация в этой стране.

В вопросах о необходимости привлечения международных экспертов для выяснения причин кровавых событий в июне с.г. в Кыргызстане отмечена верность позиции Республики Узбекистан, которая, приняв достойное решение, оказала всю необходимую помощь на своей территории беженцам из соседнего государства. В то же время, дальнейшее сохранение стабильной обстановки в этой стране зависит от способности нового кыргызского правительства взять под контроль ситуацию, а также его решимости сотрудничать с международным сообществом.