Карт-бланш под 13%?

лицевой счет. Напомним, что только через Кирово-Чепецкий ЦЗН в 2009 году таким образом удалось начать собственное дело 104 субъектам малого бизнеса — 18 в форме ООО и 86 индивидуальным предпринимателям.

Было подчеркнуто, что средства эти не являются формой кредитования: условия возвратности вступали в силу только при нарушении договорных обязательств. Субсидия была предназначена для первого этапа реализации бизнес-проектов: аренда помещения, приобретение необходимых в процессе оборудования и материалов и т. д. По целевому использованию предпринимателям надлежало отчитаться через год после выделения денежной суммы. Поэтому рассматривать это как доход частного (физического) лица было невозможно: установление факта траты государственных денег в личных целях могло бы привести как минимум к их неминуемому возврату через суд. (Таких отчаянных голов, поверьте, немного найдется!) То есть субсидия — это финансовая помощь, предоставленная «на старте» нового предприятия.

Каким образом она должна быть оформлена и отражена в налоговой отчетности новоиспеченных предпринимателей, никто не сообщил: специалисты ЦЗН лишь предупредили, что по истечении года ждут документального подтверждения расходов на общую сумму, и что ее необходимо будет указать в декларации на доходы физических лиц за 2009 год, но без уплаты соответствующего налога. Как было велено, так все и сделали.

Но вот нынешней весной новые предприниматели, в поте лица строящие свой бизнес и честно продекларировавшие свои доходы так, как рекомендовали в ЦЗН, получают письма из налоговой инспекции. В письмах содержался вопрос: почему с полученных в виде государственной субсидии денег не уплачен налог? Оказалось, подобная канитель идет по всей стране, потому что налоговики действительно расценивали полученную субсидию как личный доход физлица (а не как предпринимателя) и говорили, что со всей суммы субсидии надо заплатить НДФЛ по ставке 13% (то есть без вычета расходов). Помилуйте, за что? Никакого личного дохода — сплошные расходы на предпринимательскую деятельность. Неужели получилось как обычно: государство одной рукой дает — другой отнимает.

Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ внес поправки в Налоговый кодекс РФ — в несколько глав, касающихся налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и налога при применении упрощенной системы налогообложения. Смысл поправок заключается в том, чтобы не платить налоги с полученной от государства финансовой помощи. А то это было бы, согласитесь, не совсем честно со стороны государства.

В Минфине посчитали, что принятые поправки решили все налоговые проблемы предпринимателей — бывших безработных. По мнению финансового ведомства, субсидия — это доход, полученный в рамках предпринимательской деятельности. То, что субсидия на открытие собственного дела перечисляется на личный счет физического лица, уверены в Минфине, не имеет значения. В данном случае считается, что сумма субсидии получена уже в рамках предпринимательской деятельности.

Однако у налоговой службы после принятия поправок все-таки остались сомнения по поводу того, чьим доходом является субсидия — гражданина или предпринимателя, и каков порядок ее налогообложения. По мнению налоговиков, этот вопрос поправками не решен. Представители Федеральной налоговой службы заявили, что выплаты на содействие самозанятости безработных граждан за счет средств бюджетов к доходам от предпринимательской деятельности не относятся, так как получение этой выплаты новоявленным предпринимателем не связано с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг для субсидировавшего органа.

Минфин и ФНС России вступили в активную переписку по этому поводу. Кирово-Чепецкая межрайонная налоговая инспекция № 7 пообещала встревоженным предпринимателям провести либо индивидуальные консультации, либо общий семинар для тех, кто открыл собственное дело за счет субсидии службы занятости в 2009 году, когда даже на самом высшем уровне не было вообще никаких разъяснений по поводу налогообложения. Но пока обещаниями и ограничилась.

Подразумевается, что в своей налоговой отчетности субсидированные в 2009 году ООО и ИП должны были указать определенным образом пресловутые доход и расходы. В то же время многие финансовые консультанты считают, что нет никакого смысла волноваться тем, кто не учитывал полученные от ЦЗН деньги в доходах, а оплаченные из них затраты — в расходах, потому что в данном конкретном случае, при целевом использовании за строго очерченный период, налоговая база все равно окажется равна нулю. Следовательно (и самое главное!), в бюджет предприниматели с этих сумм ничего не должны.

Немаловажно и то, что поправки в НК РФ вступили в силу с 7 апреля 2010 года. (Спору нет, получившие субсидию в 2010 году так или иначе попадают под его действие.) Парадоксально, но там говорится, что они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Но ведь закон обратной силы не имеет. А если еще точнее, то, в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ, не имеют обратной силы нормы, ухудшающие положение налогоплательщика. Хочется верить, что не только финансовое положение имеется в виду, а еще и психологическое.