Газовые месторождения Узбекистана и северного Афганистана можно будет привязать к трубопроводу ТАПИ: эксперт
Экс-посол Индии в Узбекистане М. К. Бхадракумар считает, что в перспективе газовые месторождения Узбекистана и северного Афганистана можно будет привязать к трубопроводу Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), передает корреспондент ИА REGNUM Новости . По словам эксперта, сигналы последних недель из Ашхабада, Кабула, Исламабада и Дели однозначно говорят о том, что проект ТАПИ находится на завершающем этапе проработки.
«Индия недвусмысленно поддержала его в августе. В среду на заседании кабинета министров в Исламабаде проект одобрило пакистанское правительство. Азиатский банк развития готов финансировать данный проект и может выступить в качестве «секретариата» (по оценкам АБР, при годовой пропускной способности в 33 миллиарда кубометров стоимость проекта составит $7,6 млрд. — прим. ИА REGNUM Новости ) . Судя по положению дел на сегодняшний день, политическое руководство четырех стран-участниц может провести в декабре встречу, на которой проект ТАПИ будет запущен официально», — отметил индийский эксперт.
По его мнению, начало строительства ТАПИ, несомненно, станет определяющим моментом для Туркмении (которая стремится к диверсификации экспортных маршрутов), для Афганистана (который надеется ежегодно получать $300 млн. в виде платы за транзит, а также получить дополнительные выгоды в виде толчка к экономическому развитию), для Пакистана и Индии (они испытывают дефицит энергоресурсов).
«Однако главный козырь здесь — геополитика. Впервые за шестьдесят лет Индия и Пакистан будут заинтересованы и примут участие в экономическом развитии друг друга — и это будет происходить под присмотром Америки. Их примирение позитивно отразится на ситуации на афганской шахматной доске, где Пакистан и Индия ведут безрезультатную и крайне расточительную партию с нулевым результатом», — считает бывший кадровый дипломат индийского министерства иностранных дел, работавший в Советском Союзе, Южной Корее, Шри-Ланке, Германии, Афганистане, Пакистане, Кувейте, Узбекистане (посол — 1995-1998 гг.) и Турции (посол — 1998-2001 гг.).
Он обращает внимание на то, что ТАПИ это и «западный» проект, поскольку целый ряд стран НАТО , вовлеченных в процесс стабилизации Афганистана (это США, Британия, Канада, Франция, Германия, Италия, Нидерланды и Норвегия), также являются членами Азиатского банка развития, а руководят проектом ТАПИ США и Япония — два основных акционера этого банка.
«Наряду с этим, есть и более важные факторы. В статистическом обзоре ВР за 2009 год размеры достоверных запасов газа в Туркмении оцениваются в 7,94 триллиона кубометров. Это умопомрачительная цифра. В 2008 году британская компания Gaffney, Cline & Associates провела оценку гигантского газового месторождения Южный Иолотань-Осман в западном Туркмении и пришла к выводу, что запасы там могут составлять от 4 до 14 триллионов кубометров газа. А ведь многие месторождения в Туркмении еще не разведаны. Нет никаких сомнений: заявления о том, что у Туркмении запасов газа хватит только для российского и китайского рынков, не соответствуют действительности. Есть еще один любопытный момент. Месторождение Южный Иолотань-Осман и газовые месторождения Узбекистана и северного Афганистана можно будет привязать к трубопроводу ТАПИ. А ответвление от ТАПИ можно будет легко протянуть от Кветты до пакистанского порта Гвадар. В этом случае Европа сможет, наконец, напрямую получать энергоресурсы из Центральной Азии, покончив с посредничеством России», — заключает индийский политолог.
Как уже сообщало ИА REGNUM Новости , президент Узбекистана Ислам Каримов в ходе своего недавнего официального визита в Туркмении заявил, что его страна всегда поддерживала и будет поддерживать поиск со стороны Туркмении тех альтернативных путей доставки богатейших сырьевых ресурсов. «В частности, газа, которым располагает Туркмения, и это вполне, я бы сказал, логическое, закономерное и, я бы сказал, естественное стремление туркмен сделать свою страну богатой, процветающей страной. И думаю, что здесь никаких двух мнений не должно быть. Любые политические, любые другие ограничения или какие-то преграды, я считаю, на этом пути они, в основном, создаются на искусственной и, большей частью, ангажированной основе. И, на мой взгляд, по ним следует терпеливо вести переговоры, но если подойти объективно к этим вопросам, мы все должны содействовать именно тем направлениям для решения этой задачи, которые сегодня предлагает Туркмения. Тем более, что мы в Узбекистане, являясь самым близким соседом Туркмении, прекрасно осознаем, что реализация именно таких проектов это тот путь, который, в общем-то, является наиболее целесообразным и оптимальным путем, повторяю, и модернизация страны и самое главное повышение уровня жизни наших народов», — сказал Ислам Каримов. Глава Узбекистана также коротко остановился на перспективных направлениях, которые открываются перед двумя странами в использовании коммуникационного потенциала региона с учетом современных реалий. «Речь идет о проработке проекта открытия транспортного коридора, который можно обозначить как Узбекистан-Туркмения-Иран-Оман-Катар и другие страны Персидского залива. Речь идет о том, что мы с президентом Туркмении, в общих чертах, пока обсудили этот вопрос, и я был не просто удовлетворен, я был рад тому, что нашел полное понимание в лице президента Туркмении», — отметил он.