Конгресс превратился в инфочас

Видимо, принятие конкретных решений или обсуждение возникающих вопросов никак не вписывалось в сценарий крупнейшего спортивного форума Эстонии.

И хотя проходящий раз в четыре года конгресс собрал более 500 спортивных деятелей, происходящее в зале оставляло некое ощущение поверхностности — в течение шести часов зачитывались бессмысленные приветствия и предложения, предварительно разработанные в рабочих группах.

Таким образом, видимо, конгресс был затеян с целью осознания проблем. Однако на самом деле он перешел в междусобойчик спортивных функционеров.

Отношение к делу со стороны отцов государства наглядно засвидетельствовало то обстоятельство, что президент страны Тоомас Хендрик Ильвес ушел из зала вскоре после своей приветственной речи, до конца мероприятия не досидели ни министр культуры Лайне Янес, ни министр образования и науки Тынис Лукас.

Вступительная речь последнего хотя бы оставила впечатление, что он в общем-то понимает проблемы спорта.

Предложения рабочих групп, собиравшихся еще в августе, оказались во многом похожи — почти все они пришли к выводу, что труд тренера нуждается в большем признании и его оплату необходимо привести в соответствие с системой оплаты труда педагогов.

Нынешнюю стипендию следует заменить на нормальную зарплату, обеспечивающую социальные гарантии. Но все эти разговоры уже велись на предыдущем конгрессе, состоявшемся четыре года назад.

Вновь были подняты те же самые проблемы, которые обсуждаются из года в год: восстановление разрушенных много лет назад спортивных школ; поиск возможностей для тренировок спортсменов, достигших переходного возраста; концентрация наиболее способных детей в уездных и  региональных центрах; повышение роли университетского спорта и внедрение системы налогообложения, стимулирующей спорт.

Президент Эстонского хоккейного союза Прийт Вилба отметил, что в выступлениях  прозвучало совсем не много новых идей. Вопрос состоит преимущественно в том, удастся ли на самом деле претворить предложения в жизнь.

 В ходе бесед в более узком кругу выяснилось, что большинство решений было принято еще до начала конгресса и по крайней мере в некоторых вопросах лед действительно тронулся.

«Со спортсменами заключат трудовые договоры», — пояснил вице-канцлер Министерства культуры Тыну Сейл, по словам которого число таких атлетов составит от 30 до 50 человек. — Мы должны были изменить систему, нельзя сказать, что выплата стипендий была правильным шагом. Об этом нам говорили и аудиторы».

Многие выступающие отмечали необходимость слияния небольших клубов. По мнению Сейла, такие успешно работающие клубы могли бы заменить собой спортивные школы.

«Массового возрождения спортивных школ, видимо, не  будет.  Скорей, следует изменить закон таким образом, чтобы льгота по возврату подоходного налога распространялась бы и на спортивные клубы», — рассудил он и высказал предположение, что для выплаты тренерам зарплат спортивная школа, видимо, не является единственным выходом.

Генеральный секретарь спортивного союза  J?ud Тармо Волт в первую очередь выразил озабоченность, каким же образом средства дойдут до клубов.

«Проблема заключается никак не в размерах клуба, а в его финансировании. Сейчас не существует ни одного закона, который гарантировал бы поступление средств в клубы», — отметил он.

По словам Сейла, будет создан специальный фонд, для того, чтобы отправлять на первенства игровых спортивных команд различные возрастные группы.  «На шесть спортивных федераций, занимающихся играми, на первенства не отправляют примерно десяток сборных. В будущем мы сможем вложить в это примерно полтора миллиона крон», — пообещал он.