Юрий Баранчик: Что ожидает Россию после выборов в Беларуси?

Политолог, кандидат философских наук Юрий Баранчик. Коллаж: ИА REGNUM

Анализ проходящей в Беларуси президентской кампании не позволяет усомниться в ее итогах. Пока власть полностью переигрывает оппозицию. И как совершенно верно в одном из своих последних интервью подметил посол России в Беларуси Александр Суриков , действующий глава государства победит объективно, и победит с большим отрывом. Т.е. выборы проходят полностью под диктовку власти, и пока не видно тех содержательных, информационных или иных факторов, за счет которых тот или иной кандидат или вся прозападная оппозиция вместе взятая сможет переломить ход событий в свою пользу.

Вместе с тем, очевидно, что перед вопросом, что делать после 19 декабря, стоит не только руководство оппозиционных партий и движений, равно как и вся «прогрессивная белорусская общественность». Аналогичная проблема, с учетом развития белорусско-российских отношений в период с июня по ноябрь, стоит и перед руководством России.

Анализ российской новостной ленты, телерепортажей федеральных каналов, особенно с учетом последнего заявления президента России Дмитрия Медведева в отношении своего белорусского коллеги («в отношении Вашего президента я уже все сказал»), показывает, что позиция Кремля, несмотря на некоторое снижение градуса полемики, в отношении Александра Лукашенко не поменялась — для Москвы он остается политическим изгоем . По крайней мере, до конца избирательной кампании. Однако такая постановка вопроса, как же было сказано выше, не отменяет проблемы 20 декабря («следующего дня» по меткому выражению Модеста Колерова ) — что будет делать Москва, когда белорусский ЦИК объявит достаточно предсказуемые и, главное, «объективные» цифры всенародной поддержки бессменного главы белорусского государства.

О многом можно будет судить, наблюдая за двумя сюжетами: ходом саммита ОБСЕ в Астане и тем, состоится до 19 декабря или нет активно лоббируемый официальным Минском Высший Госсовет Союзного государства. Тем не менее, решение Москвой вопроса 20 декабря не может быть ситуативным — оно должно опираться на понимание всего того комплекса белорусско-российских отношений, который будет иметь Россия, если у власти на следующие пять лет останется Александр Лукашенко. Поэтому считаю вполне логичным подойти к рассмотрению этого вопроса не с начала — что и как должна делать Москва сейчас или после 19 декабря, а с конца — что она будет иметь со стороны Минска после 19 декабря, т.к., возможно, понимая будущий характер действий партнера, это и позволит ей определиться со своей позицией как на «следующий день», так и в оставшееся до конца избирательной кампании время.

Если предположить, что в нынешнем сценарии проведения избирательной кампании, которая, необходимо это признать, не считая отдельных информационных поводов (которые, кстати, в основном, созданы из вне, а не самими кандидатами в президенты), практически полностью идет под диктовку власти, не произойдет никаких существенных изменений, то в ночь с 19 на 20 декабря ЦИК объявит понятные цифры очередной «оглушительной» и «элегантной» победы Александра Лукашенко. После этого на предстоящие 10-15 дней главные цели руководства республики будут заключаться в том, чтобы а) сдержать (первые 2-3 дня) и в дальнейшем ввести в приемлемые для нее рамки ход протестных выступлений в республике, б) наладить диалог с ЕС и США по поводу фиксации прогресса в ходе избирательной кампании, не обращая при этом внимания на возможное непризнание итогов выборов с их стороны; в) используя фактор договоренностей с ЕС и США, оказать давление на российское руководство с целью признания итогов выборов. Последнее, как бы и что ни говорил официальный Минск по этому поводу, является главным в процессе легитимации новой белорусской власти .

Допустим, официальный Минск своими действиями сможет «наклонить» (Лукашенко очень любит использовать это выражение к месту и не к месту) Дмитрия Медведева как президента страны, человека, который отвечает за внешнюю политику России, и он отправит поздравительную телеграмму в адрес Александра Лукашенко или лично позвонит с поздравлениями в первые дни после «всенародного голосования». Это будет означать, что проблема легитимации очередного президентского срока для официального Минска решена и можно будет понемногу сворачивать тот «балаган» на Октябрьской площади, который для отвода западных глаз власти разрешили устроить оппозиции. Несомненно, потом оппозицию смешают с грязью. Но эта местная кампания будет просто мелочью по сравнению с той кампанией ненависти, которая будет развязана (или продолжена) в отношении Москвы в национальном информационном пространстве .

Если даже в ходе избирательной кампании белорусский лидер не мог себя сдержать в отношении российских лидеров и России, то можно себе представить, что начнется после признания победы нынешнего главы белорусского государства со стороны Москвы. Нынешний поток зашкаливающих за рамки человеческой морали «ремарок» покажется жалким ручейком по сравнению с той Ниагарой грязи, которая понесется в адрес восточного соседа Беларуси в случае признания Кремлем итогов выборов, обнародованных белорусским ЦИК.

Мало того, что белорусский агитпроп начнет по полной склонять, «наклонять» и «херить» в прямом и переносном смысле все российское — от президента и тандема до страны в целом. Белорусское чиновничество почует «запах крови». Они будут вполне закономерно думать — если наш босс, обычный деревенский парень, смог «наклонить по полной» и «поставить на колени» «этих двух» и всю стоящую за ними «банду олигархов», то неужели мы этого не сможем сделать на своем уровне? И на переговорах по всем вопросам белорусское чиновничество будет стремиться раздавить своих российских коллег. И по своему они будут правы — если один человек смог поставить всех по стойке «смирно», то и они могут попробовать это сделать. Тем более, что сверху им свою поддержку гарантируют.

Т.е. признание итогов голосования в трактовке белорусского ЦИК означает для Москвы полную потерю лица . Не стоит забывать, что за итогом этого противостояния следят во многим мировых столицах — от Пекина, Тегерана, Тбилиси, Кишинева и Киева до Варшавы, Брюсселя, Лондона и Вашингтона. И если Москва потеряет лицо, то все поймут — о чём с ними разговаривать, если их даже «минский батька» поставил на колени. Будут сделаны соответствующие выводы в отношении готовности России жестко отстаивать свои национально-государственные интересы. Следовательно, Москва должна будет готовиться к тому, что все ее партнеры по любым переговорам (от США по СНВ и Японии по Курилам до Польши с Катынью и Украины с газом, и т.д.) займут гораздо более жесткие позиции, чем имели до сих пор — со слабыми не церемонятся, в результате чего осложнится ситуация по всему периметру страны.

Слабость позиции Москвы на белорусском направлении отразится и на имидже руководства страны на уровне глобальной мировой политики. Что чрезвычайно серьезно в этом аспекте, это то, что на признании итогов выборов согласно белорусскому ЦИК для российского президента закончится «эффект Южной Осетии», благодаря которому у него и существует образ жесткого и волевого руководителя. Дело в том, что как показывает анализ ситуации — Южная Осетия в августе 2008 года и Беларусь в декабре 2010 года — для России — звенья одной цепи. Тогда слабину не допустили — дышать на целых два года стало легче. Что будет теперь?

Неспособность решить белорусскую проблему, несомненно, скажется и непосредственно на ходе президентской кампании в самой России в 2012 году. Речь идет не только о том, как российский политический класс воспримет поражение в Минске, о чем Минск будет каждый день и в довольно отвязанной форме напоминать Москве, и кто будет нести за него ответственность, но и о том, что в преддверие 2012 года территория республики может стать объединяющим плацдармом для российской оппозиции всех цветов и мастей — от Березовского и Немцова до Квачкова и Зюганова . То, что официальный Минск в отместку за все те проблемы, которые ему пришлось вытерпеть с июня по декабрь 2010 года, попытается сыграть на стороне противников нынешних российских властей — версия более чем возможная.

И, наконец, последний аспект. Благодаря Харьковским соглашениям, России на время удалось сломать стратегию США по возведению санитарного кордона между Россией и Европой. Значимость всей Восточной Европы резко упала. Однако сегодня команда Януковича постепенно и все более, по мере продвижения «Южного потока», становится на позиции прежнего украинского руководства, особенно это заметно при анализе грузино-украинского военного сотрудничества. С учетом последних действий официального Минска, можно предположить, что его основной стратегией на 2011-2015 годы станет попытка возведения нового санитарного кордона на западе России по линии Украина-Беларусь-Литва с центром в Минске . Черноморо-Балтийский союз (ЧБС) — давняя идея белорусских национал-радикалов — станет реальностью. Характер обсуждаемых тем с Литвой и с Украиной вполне очевидно говорит о такой возможности. При этом Минск находится в Таможенном союзе .

Слабость, допущенная в отношении оценок на соответствие белорусских выборов демократическим стандартам, о чем, в частности, говорил на своей пресс-конференции для белорусских журналистов и глава администрации президента России Сергей Нарышкин , будет очень долго и больно аукаться Москве. Соответственно, у России есть два варианта: либо а) не поддаться на возможный шантаж со стороны Минска и временно уступить инициативу Западу в Беларуси, которая будет использовать позицию ЕС и США во внутреннем информационном пространстве, но проявить твердость на соответствие демократическим стандартам, не признать итоги выборов в случае их фальсификации и получить поддержку белорусского народа, либо б) признать итоги выборов в версии белорусского ЦИК, засунуть голову в песок и попытаться сделать вид, что все так и должно быть, что все «объективно», что никакого «наклона» и «прогиба» не произошло. Вопрос в том, будут ли так думать другие.