Столичные новости: Дыма без огня не бывает
Более двух лет назад московский астролог Павел Глоба предрекал, что в 2009—2010 годах мы войдем в союзное государство, которое «будет состоять из России, Украины и Белоруссии». Но, видимо, звезды не учли, что столь важные события происходят не так быстро, как хотелось бы главному «звездочету» Москвы (или Кремля).
Как выяснилось, в деле построения нового союзного государства астролог отводил важную роль главе «белосердечного» Кабмина: дескать, отношения России и Украины не испортятся, поскольку «Юлия Тимошенко будет стараться их только улучшать». Однако сие пророчество сбылось точно так же, как и предсказание Глобы касательно победы Тимошенко на президентских выборах-2010.
С приходом нового хозяина Банковой «союзная» тема снова была поставлена на повестку дня. Первым об этом заявил Владимир Семиноженко. Будучи в ранге вице-премьера, он еще в марте решил сослаться на данные Института социологии НАН: дескать, «люди хотят союзного государства и верят, что это приведет к успеху страны». Однако вскоре его опроверг Виктор Янукович: «Украина активно интегрируется в Европейский Союз. И это стратегическое направление зафиксировано, в том числе, и в моих неоднократных заявлениях как президента. Я хотел бы, чтобы об этом все помнили. Существует ли право на дискуссию по этому вопросу? Для меня как для президента — нет. Для всех, кто представляет власть, — нет. И это категорически».
Несмотря на свои старания, Украина так и не смогла получить входной билет для членства в Евросоюзе. Не означает ли это, что нам пора переключаться с западного направления на восточное? Об этом размышляют представители разных парламентских фракций — Иван Заец (НУНС), Владислав Лукьянов (ПР) и Александр Голуб (КПУ).
1. В ходе недавнего визита в Москву Виктор Янукович заявил, что не исключает возможности вступления Украины в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Чем можно подкрепить эти слова президента?
2. В свое время Москва и Минск подписали Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства). Насколько возможен такой союз между Киевом и Минском?
1. Уже само заявление президента говорит о том, что наша власть стала инструментом российской политики. Москва заинтересована в ослаблении Киева, а в конечном счете — в ликвидации украинской государственности. Нужно говорить откровенно: наше вступление в Таможенный союз способствует тому, что Украина превратится в губернию новой Российской империи. Ни о каком Таможенном союзе не может быть и речи. Он не выгоден, поскольку ведет к нашей самоизоляции и потере государственного суверенитета. В Украине есть много сил, которые будут этому сопротивляться.
О чем говорят эти «таможенные» идеи? Мы имеем дело с властью, которая ментально смотрит в сторону России. После «таможенного» заявления Януковича нам стали говорить о том, что, мол, нужно внести изменения в Конституцию и выполнить другие процедуры. Но не надо думать, что Янукович сказал ради красного словца.
2. Эти идеи высказывают те, кто смотрит лишь в восточном направлении, не воспринимая европейского выбора. Ни экономических, ни политических выгод мы не получим. Будут лишь одни убытки. Украина окажется вырезанной из европейского пространства. Ясно, что никакого украинско-белорусского союза не будет: он противоречит не только нашему европейскому курсу, но и самой идее украинской государственности. Киеву и Минску лучше бы интегрироваться в Европейский Союз, действовать в доктринальных границах великой Европы. Попытка создания союзного государства полностью угробит украинский бизнес, который будет целиком подчинен россиянам. За годы независимости у нас еще не было такой зависимости от России, как сейчас. Наша власть прокоммунистическая по самое горло!
1. Не надо выдергивать слов из контекста. Когда Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО), тогда можно будет отвечать на подобные вопросы. Поэтому здесь и комментировать нечего. Сегодня, мне кажется, это мало актуально. Мы находимся в разных правовых режимах, имеем разные обязательства: Украина является членом ВТО, а Россия — нет. Думаю, в Российской Федерации не так много проблем, чтобы решить вопрос о вступлении в ВТО. Главное — желание. Кроме того, Украина и Россия должны еще поработать по тем направлениям, которые уже ранее декларировали: нам нужна свобода перемещения капитала, трудовых ресурсов и товаров, а не искусственное создание границ. Но давайте посмотрим, к чему приведет создание на украинской границе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана? Наш отказ от этого союза приведет к тому, что потери Украины составят примерно 4—5 миллиардов долларов ежегодно! Это порядка 2—3 процентов украинского ВВП. Отказавшись от Таможенного союза, Украина потеряет свои рынки сбыта. Что мы будем делать со своими товарами, к примеру, в агропромышленной сфере, в сфере тяжелого машиностроения? Предприятия, чьи страны войдут в Таможенный союз, будут иметь таможенные преференции, а мы — нет. Хотелось бы напомнить: мы уже понесли потери от разрыва торгово-экономических отношений с Польшей, Румынией, Болгарией и Прибалтикой, которые вступили в Евросоюз. Точно так же снизится наш товарооборот, если мы откажемся от Таможенного союза со странами СНГ. Поэтому к таким вопросам нужно относиться достаточно аккуратно. Надо руководствоваться не политическими заявлениями, а экономическими расчетами.
2. Безусловно, развивать экономические отношения с Белоруссией нам выгодно. У нас остались элементы советской экономики. Разрывая экономические отношения, мы снижаем и свое производство, и производство партнеров. Мы и так уже скатились к тому, что уменьшили экспорт продукции с высокой товарной стоимостью. Украина становится страной, экспортирующей только сырье. Это потому, что наши политики не защищают наши экономические интересы. Что касается Белоруссии, то мы можем наращивать объемы взаимовыгодных поставок, увеличивать товарооборот и получать дополнительную прибыль. И это, безусловно, нужно развивать. А вести речь о создании какого-то союза — это просто дилетантство. Ничего подобного Конституция Украины не предусматривает. Разумеется, говорить можно все что угодно, на каждый роток не накинешь платок. Ваша газета, как уважаемое издание, должна писать об этом, опираясь на законодательную базу. Вы видите какой-то механизм для создания такого союза? Лично я не вижу.
1. Последние двадцать лет, отгородившись от всех и вся, мы прикрывались лозунгами о движении на Запад. Все эти годы показали, что Украина должна вернуться к традиционным соседям и союзникам, с которыми нас связывает не только общая история, но и экономика. Трудовые ресурсы у нас точно так же взаимозаменяемы. И, безусловно, присоединение Киева к Таможенному союзу и другим инициативам, которые сегодня реализуются на постсоветском пространстве, прежде всего нужно нам, а не чьим-то геостратегическим замыслам, о чем говорит украинская оппозиция. В частности — правые силы, которые своими ультранационалистическими страшилками пугают только себя, общество их уже не боится. Возьмем, к примеру, страны ЕС, которые уже делегируют Евросоюзу свои функции: избирают общего президента, принимают общую Конституцию и т. д. При этом европейцы не боятся потерять свой суверенитет. Поэтому коммунисты считают, что Таможенный союз — это здравый подход, направленный на выход из нашего экономического кризиса.
2. Думаю, что сегодня Украина может взять у Белоруссии очень многое. Наверное, Александра Лукашенко можно не только упрекать, но и хвалить. И самая главная его заслуга — то, что сохранена вся инфраструктура в жизненно важных отраслях: комбайностроении, машиностроении, сельском хозяйстве. Это для нас очень позитивный опыт. Второй момент: Александр Лукашенко не на словах, а на деле доказал, как он отстаивает интересы своего государства на международном уровне и в российско-белорусских отношениях. Ведь совершенно очевидно, что в той же России есть олигархический капитал, который попросту хотел бы раздеребанить собственность в соседней стране. Белорусское руководство учитывает изменения и в международной экономике, но в то же время делает свою страну реально социальной. Это одна из немногих стран бывшего Союза, сохранившая реальную самостоятельность, социальную направленность своего государства и моральность власти. Думаю, всему этому нам следует поучиться. Поэтому союзнические отношения в экономической, социальной и политической сферах мы должны только развивать. Нам нужно решить два вопроса: максимально унифицировать законодательство в рамках этого союза и снять любые барьеры, которые мешают экономическому развитию и культурному взаимодействию двух братских государств. Я не исключаю, что на постсоветском пространстве будет создан союз наподобие Евросоюза.