Новый начальник старого метро. Что изменится с уходом Гаева с поста главы столичной подземки?
В гостях: Соломон Гинзбург, депутат Калининградской областной Думы; Андрей Ковалёв, бывший депутат Московской городской Думы.
МУРАВЬЁВ: 18 часов 11 минут в российской столице. Проект «Своими словами» в прямом эфире на частоте 99,6 Мегагерц. В студии я, Вадим Муравьёв и моя коллега Наталия Метлина. Добрый вечер.
М ЕТЛИНА : Добрый вечер, дамы и господа. Как я и обещала, сегодня Вадим Муравьёв вернулся из психушки. Я вчера всех обрадовала…
МУРАВЬЁВ: Побывал, побывал, да. Ужасно. Не попадайте в психбольницу, берегите мозги. Свои и своих родных.
М ЕТЛИНА : Ну, мы на самом деле этим и занимаемся ежедневно на волнах » Финам FM «, пытаемся, так сказать, возбудить ваш мозг, заставить его работать и ни в коем случае не расслабляться.
МУРАВЬЁВ: Тем более что кто-то иногда теряет рассудок. Мы прямо не знали, как начать. Но ещё перед тем, как назовём тему, краткая история из биографии одного из чиновников. Почему так – сейчас скажем.
В апреле 2005 года один из чиновников на борту самолёта, летевшего рейсом в Токио, подрался с бортпроводником после того, как они воспрепятствовали желанию потерявшего над собой контроль вот этого товарища. Он требовал, значит, открыть дверь, чтобы подышать свежим воздухом. По прилёту в Токио медики обнаружили на шее одного из бортпроводников следы попытки удушения. И чиновнику в обратной перевозке из Токио в Москву было отказано. Как выяснилось, что… Вот цитирую средства массовой информации, потерявший над собой контроль чиновник… Генпрокуратура выяснила, что этот чиновник контроль над собой потерял давно. Итак, тема…
МУРАВЬЁВ: Итак, тема разговора: «Новый начальник старого метро. Что изменится с уходом Гаева с поста главы столичной подземки?» Итак…
М ЕТЛИНА : Ну, давай, во-первых, объявим средства коммуникации. Наш телефон: 65-10-996, finam.fm – наш сайт в Интернете.
М ЕТЛИНА : Конечно же, каким вы видите новое московское метро, верите ли вы в то, что новому начальнику московской подземки удастся реализовать, освоить колоссальный бюджет, выделенный на строительство нового…
М ЕТЛИНА : Ну, что удастся – да, но что от этого получим мы, москвичи – вот это, конечно, крайне важный вопрос.
МУРАВЬЁВ: Вот здесь на самом деле сейчас для меня, как для налогоплательщика и жителя этого города, и просто для человека, который два раза читал Конституцию, сначала в ту сторону, а потом в другую, и немножко знаком с Уголовным кодексом, тут очень интересные вещи.
Господин Гаев работал на посту главы Московского метрополитена 15 лет, с 95-го года, и был освобождён от должности указом мэра по собственному желанию. Но дело в том, что этой отставке предшествовали две проверки, которые провели Счётная палата и Генеральная прокуратура. Ну, такие игрушечные ведомства, ну такие… Если Генпрокуратура проверяет, ну, это, видимо, ничего не значит. И были найдены, значит… По информации надзорных ведомств, Гаев оформлял как личные изобретения различного рода…
М ЕТЛИНА : Нет, ты скажи, что эти ребята выявили многочисленные нарушения, не просто так работали.
МУРАВЬЁВ: Да, да, они выявили нарушения. Выяснилось, что глава столичной подземки, уже с приставкой «экс», за счёт средств метрополитена заработал 112 миллионов рублей, заработал не очень законно. Более того, в ходе проверки был сделан вывод, что стоимость строительства некоторых участков линий столичного метрополитена была завышена на 32%. Таким образом, с нарушениями были израсходованы 3 миллиарда 300 миллионов рублей. И после этого Генеральная прокуратура…
МЕТЛИНА: Обратилась к товарищу Собянину с требованием уволить начальника столичной подземки, заявив о ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей. У меня вопрос, конечно, к Генеральной прокуратуре. Она вообще орган грозящий или орган карающий? Потому что на самом деле это очень серьёзная тема, и я думаю, что мы в наших эфирах к ней неоднократно вернёмся, тема сводится к тому, что мы сейчас… Поскольку идёт вот тот самый пресловутый аудит, о котором мы уже упоминали ранее, аудит, проверки всевозможные деятельности предыдущего мэра и подконтрольных ему чиновников. Но в ходе аудита выясняется, что были нарушения здесь, нам Счётная палата показывает какие-то миллиардные хищения.
Но мы пока не видим ни одного возбуждённого уголовного дела, мы не видим ни одного чиновника, которому предъявлено то или иное обвинение. И совершенно непонятно, почему такая вот целая серия, в общем, ненадлежащих историй, она не складывается в одно большое уголовное дело. Понятно, что здесь люди опытные работают, и, конечно же… Вот Вадим давеча упомянул вот те пресловутые 112 миллионов рублей, но мне кажется, что это какой-то маленький штришочек…
МУРАВЬЁВ: Дело в том, что аудиторы Счётной палаты выяснили, что стоимость строительства метро в Москве могла быть ниже на 30%.
М ЕТЛИНА : То есть можно было ещё в три раза больше построить. Ну, на 30% можно было увеличить объёмы строительства. И вот Гаев, я поясняю ситуацию с миллионами, оформлял как личные изобретения различного рода технические разработки, поставленные и внедрённые за счёт средств метрополитена. Как то, наши с вами любимые турникеты…
МУРАВЬЁВ: Контактные сначала, потом бесконтактные вот эти карточки. Если кто-нибудь из вас пытался разобрать вот эту бесконтактную карточку, знаете, мне кажется, Билл Гейтс бы плакал просто. Потому что это реально маленький компьютер с какими-то микросхемами, и там вот между этими бумажками картонными наклеено чего-то такое… Я не понимаю, почему не взять вот эти обратно жетончики многоразовые и сделать ниже стоимость проезда.
М ЕТЛИНА : Да. Ну, на самом деле я вспоминаю вообще свою далёкую, очень далёкую молодость, когда в ходу были пятаки, и всё это швырялось и обратно возвращалось. Жетоны… Ну, в силу того, что стоимость проезда, она, в общем, начала колебаться, мне кажется, что жетоны были как раз очень удачным моментом, поскольку само производство вот этой вот паршивой карточки, оно мне видится совершенно бессмысленным. Потому что вот эта вот карточка, которую ты сейчас описал, она имеет какую-то микросхему, и вот этот вот наворот, вот эта вот чудовищная микросхема, она после одной поездки бросается в мусорный ящик и уже перерабатывается где-то на Саларьевском мусорном полигоне. И почему такая бездарная…
МУРАВЬЁВ: А учитывая, что в сутки Московский метрополитен перевозит порядка 8 миллионов человек, если у каждого третьего карточка длительного пользования, то у каждого второго карточка одноразовая.
М ЕТЛИНА : Да, да, но ещё не в этом дело. Дело в том, что схема-то подразумевает покупку разного количества поездок на одну карточку. И если ты не израсходовал… Ты заплатил за эти поездки, но ты их не израсходовал до какого-то определённого дня, то всё, эти поездки сгорают. Вот это вообще мне совершенно непонятно, просто полный идиотизм. Потому что когда у тебя в кармане жетон, ты его можешь в любой момент использовать и ничего не бояться.
Ну, скажем, в Европе, по-моему, евро стоит билет, но там тоже билетная система, но мне кажется, что именно вот эта вот штуковина, вот эта вот карточка, она значительно удорожала, собственно, сам проезд. При всём при том, что вот мы…
М ЕТЛИНА : Да. Более того, у нас огромное количество станций-долгостроев, которые Гаев достраивал, но достраивал, достраивал и, наконец, достроил.
М ЕТЛИНА : Конечно, конечно. Огромную полемику вызывает оформление станций. Безусловно, те станции, которые были построены, начиная с 1935 года, когда Московский метрополитен именовался, так сказать, именем Кагановича. И вот с этого момента, конечно же, оформление станций, да, это был, в общем, высокохудожественный проект.
Но сейчас это, наверное, тот вид транспорта, которому не так уж необходимы вот эти вот художественные изыски, а которому необходимо дальнейшее, скорейшее освоение новых районов. Безусловно, Замкадье просто нуждается и в перехватывающих парковках и в линиях метрополитена. И мы знаем, что вот в Митино ушла немножечко веточка, и так далее, Солнцево там, и так далее. Но, конечно же, хотелось бы, чтобы метро продвигалось чуть-чуть дальше. И у нас есть районы, которые абсолютно не охвачены метрополитеном. И вот мы знаем, конечно, мы, жители останкинские, что там вообще с этим делом плохо, так сказать, или где-то очень далеко теперь «Марьина Роща», где-то далеко «Алексеевская», а уже совсем далеко куда-то – «Владыкино».
МУРАВЬЁВ: И вот это вот лёгкое метро, которое построено вдоль улицы академика Королёва… Ни украсть, ни покараулить!