Заложники «голубого экрана»

Вспомните собственное детство: ведь вы не были так телезависимы, как ваши дети. Во?первых, зависеть было не от чего. Ассортимент телепродукции был тогда небогат: еженедельная программа «В гостях у сказки», вечерний выпуск «Спокойной ночи, малыши!» да долгожданный мультфильм «Ну, погоди!» в выходной день. Да и выбор каналов был довольно скромный: первая и вторая программы. Что же мы имеем сегодня? Спанч Боб, Патрик, Бивис, Баттхед, Симпсоны, Гриффины… Герои похожи друг на друга своей ненормальностью: болезненно огромные глаза, вытянутые или сплющенные головы, примитивная мимика. Дети смотрят эти ужасы, а мамы и папы смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. Когда же родители пытаются ограничить время просмотра телепередач, малыши лишь сердятся на них, давая обещания, которые потом никогда не выполняют.

Вы также сталкивались с этой проблемой? Однако, прежде чем ругать свое чадо и принимать радикальные меры для того, чтобы ограничить общение ребенка с «говорящим ящиком», задумайтесь над тем, какое место занимает телевизор в вашей жизни.

Трудно не согласиться с тем, что сценарий домашнего вечера в большинстве семей примерно следующий. Возвратившись с работы, взрослые «врубают» телевизор и, бросая мимолетный взгляд на экран, готовят, убирают, общаются с домочадцами. Отец семейства, как правило, соскучившись за день по «любимой игрушке», готов весь вечер посвятить дивану и пульту, беспорядочно переключая каналы. Ему абсолютно все равно, что там транслируют, главное — сам процесс.

Заметьте: зачастую мы включаем телевизор не для того, чтобы узнать последние новости, уточнить прогноз погоды или результаты хоккейного матча, а просто потому что привычный звук, льющийся с экрана, заглушает хор ежедневных неумолкаемых проблем, гудящий у нас в голове. Ребенок, само собой разумеется, также уединяется в своей комнате (если таковая имеется) и, словно загипнотизированный, замирает перед телевизором. Через некоторое время мама с папой вспоминают о своих родительских обязанностях — и начинается воспитательный процесс: сядь за уроки, почитай книгу, поиграй на улице, займись делом, в конце концов, просто выключи телевизор!.. Ну что, знакомая картина?

А теперь вспомните, как вы возносили хвалу и пели оды создателю «ящика», когда ребенок, увлеченный просмотром мультяшек, не мешал вам спокойно заниматься своими делами, покорно поглощая полезное овощное пюре или ненавистную манную кашу и завороженно наблюдая за яркими движущимися картинками рекламы. Признайтесь: ведь телевизор нередко выручал вас и в тот момент, когда необходимо было коротенько (час-два) поболтать с друзьями по телефону или сбегать в магазин за молоком. А потом вы, уважаемые родители, доверили электронному воспитателю обучение вашего чада чтению, письму и счету, поручили рассказывать сказки на ночь… Выходит, что вы сами, причем абсолютно добровольно, предложили своему дитяти «железный ящик» вместо себя. Неудивительно, что спустя некоторое время ваш ребенок привязался к этому неодушевленному предмету как к лучшему другу, в списке «доверенных лиц» поставил его выше родителей.

К счастью, уважаемые взрослые, подобную ситуацию можно изменить в любое время. Но для этого необходимо начать прежде всего с себя. Ведь если для вас самих телевидение давно потеснило друзей и знакомых, заменило собой театр, познавательные поездки, экскурсии, то наивно ждать, что ребенок избежит этой участи.

Итак, во?первых, постарайтесь не превращать телевизор в неизменного спутника и участника семейных завтраков, обедов и ужинов. Это не значит, что необходимо сидеть в мертвой тишине. В качестве фона для задушевных бесед вполне достаточно какой-нибудь негромкой музыки. И общаться приятнее, и атмосфера за столом будет праздничная, а главное, битв за первенство в обладании пультом удастся избежать.

Во?вторых, попробуйте хотя бы один день в неделю не включать телевизор после того, как придете с работы домой. Подарите это время своему ребенку: поиграйте в игры, почитайте сказки, займитесь совместным творчеством. Поверьте: если ребенку общаться с родителями будет интереснее, чем с телегероями, он станет просиживать меньше времени перед «голубым экраном».

В?третьих, позаботьтесь о том, чтобы телевизор не работал в «фоновом режиме» в то время, когда вы занимаетесь со своими детьми. Ведь подспудно они будут думать, что для вас события на экране важнее, чем общение с ними.

В?четвертых, выработайте привычку выходные дни проводить вне дома. В таком случае у вас не будет соблазна нажать заветную кнопку, тем самым вы сможете уделить больше внимания домочадцам.

И, наконец, никогда не используйте телевизор в качестве «няни». Если малыш желает с вами поиграть, почитать, побаловаться, а вы в данный момент не можете с ним заниматься, предложите ребенку занятие, которое он в состоянии сделать сам.

Сегодня существует множество познавательных телевизионных программ, которые действительно способствуют общему развитию ребятишек. Однако это совсем не значит, что они могут заменить занятия с папой или мамой. Смотрите их вместе, разъясняя, подсказывая, объясняя.

Помните, что телевизор может принести вашему ребенку не только вред, но и много пользы — только при условии контроля со стороны взрослых. Психологи утверждают, что дошкольникам можно смотреть телевизор не более часа в день. Ученики младших классов могут проводить у экрана час-полтора, ребята среднего и старшего школьного возраста — не более четырех часов. В противном случае у детей будут развиваться раздражительность, усталость, нервное напряжение и даже депрессия.

Наверное, со многим в этой статье можно согласиться, с чем-то поспорить, однако несомненно одно — я думаю, каждому родителю стоит задуматься о том, что несет «голубой экран» нашим детям. Какие ценности, какие примеры подают любимые мультгерои? И чего все же больше от телевизора — вреда или пользы?