Экстремальное развлечение закончилось гибелью студентов

     В ночь на понедельник два столичных студента пытались «оседлать» поезд метро. Оба погибли, их искалеченные тела обнаружили сотрудники метрополитена.

     «Друг погиб. Так больно», – читаю статус одного из друзей погибшего в «Одноклассниках». И тут же сыплются комментарии: «Ужасное горе для родителей. Другим – наука».

     – Первое искалеченное тело обнаружили в 23.30 на станции метро «Киевская» на крыше прибывшего электропоезда, – рассказал «Вечерке» руководитель пресс-службы Управления милиции на Московском метрополитене Алексей Мышляев. – «Открытая черепно-мозговая травма, перелом основания черепа – травма, не совместимая с жизнью», – констатировал смерть наряд срочной медицинской помощи.

     Через 10 минут на открытом участке между «Кунцевской» и «Пионерской» обнаружили второе тело, видимо, упавшее с поезда. Травмы схожи: открытая черепно-мозговая травма, перелом шейных позвонков.

     Следствие установило, что студенты-второкурсники двух столичных вузов: Российского государственного университета туризма и сервиса и Московского городского педагогического университета – 19-летние Виктор Вартанян и Иван Микиртумов самовольно забрались на крышу поезда и получили травмы от столкновения с тоннельными сооружениями (с ограничительными габаритами).

     – Ребята могли спрыгнуть на поезд с балкона на станции «Арбатская», – предположил Алексей Мышляев. – Но более достоверная информация будет получена позже, после того как проедут по всему маршруту следования студентов на дрезине… И пришло же такое в голову! На вагонах нового образца («Русич») даже если человек ляжет и сильно прижмется к поезду, он не войдет в тоннель.

     По словам главного архитектора «Метрогипротранс» Николая Шумакова, поездка снаружи поезда в метро практически стопроцентно приводит к гибели.

     При осмотре тел были обнаружены горнолыжные очки, кожаные перчатки и вязаные шапки. Иван и Виктор готовились «оседлать» поезд заранее. Увлечение, которое, судя по всему, погубило юношей, называется трейнсерфинг (train – поезд (англ.), или, по простому, «зацепинг».

     Зацеперы катаются на вагонах электричек и метро – на крыше или цепляясь сзади за поручни. В основном «горячие головы» делают это ради адреналина, но иногда придают своим безумствам и идеологический характер: в июле 2010 г. они объявили катание акцией протеста против того, что из-за появления поезда «Сапсан» произошли массовые отмены электричек. Видео своих «поездок в никуда» зацеперы охотно выкладывают в социальные сети.

     Статус у одного из погибших: жить лишь в кайф! Тут же в разделе «деятельность» значится – «студент, ЗЦПЧ». Иду по ссылке на страничку «ЗЦПЧ», где тусуются зацеперы со стажем. В первом попавшемся ролике, размещенном здесь, парень цепляется в метро к последнему вагону поезда и уезжает «хвостиком» в тоннель.

     «Опачки! Не скучаем!» называется ролик. «Давайте возрадуемся за Гильера! Так получилось, что на зацепе у него с ноги соскочил кроссовок!» – гласит следующая запись. Еще одно экстремальное «родео» чудом не стало трагедией.

     – Я очень плохо знаю эту часть его жизни, которая привела к трагедии, – рассказывает Vasilisa, знакомая Виктора Вартаняна. – О зацепинге, похоже, правда. В контакте его «сообщники» об этом пишут. Я сама об этом явлении узнала буквально на днях. Похоже, что «цеплялся» к машинам. Но ничто не предвещало, что он будет кататься на поезде.

     Глобальная сеть пестрит различными сообществами зацеперов. В самой многолюдной насчитывается более 2000 участников. Зацеперы предпочитают кататься снаружи электричек. Но есть и любители столичной подземки. Там молодые люди едут на роликах за последним вагоном электропоезда.

      Пока ни один из комментариев на странице ЗЦПЧ не говорит о смерти двух студентов. Лишь в статусе у организатора группы ЗЦПЧ Констанина Швец можно усмотреть намек: «В этой жизни все возможно, но… нет кнопок SAVE и LOAD. Думайте, что делаете: жизнь – это не компьютерная игра, перезагрузки нет».

      Согласно Кодексу об административных правонарушениях «посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде» грозят административным штрафом в размере всего лишь 100 рублей.

     – Наше увлечение – паркур (преодоление препятствий при помощи акробатики) – тоже считается экстремальным. Однако «трейнсерферов» (зацеперов) нам не понять. То, чем они занимаются, – бессмысленный антисоциальный риск, все равно как прыгать из самолета без парашюта.

     Для нас, трейсеров ( так называются те, кто занимается паркуром. – Прим. ред. ), риск – средство, а не цель. Мы никогда не тренируемся на откровенно опасных объектах – стройках, заборах с колючей проволокой, линиях электропередачи. Золотое правило – не тренироваться на глазах детей, чтобы не вздумали подражать. А транспорт для нас – вообще запретная зона.

     Одно время некоторые трейсеры катались и в метро – проникали в пустующую кабину машиниста в хвосте состава. Это было куда безопаснее, чем цепляться за вагоны. Но сообщество осудило их за эту глупость.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: Газета «Вечерняя Москва» — Со смертью наперегонки на первоисточник обязательна.