Административная реформа Януковича в Украине: что поменялось
1. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и Государственная инспекция сельского хозяйства Украины (реорганизовано Министерство аграрной политики).
2. Министерство экономического развития и торговли Украины (реорганизовано Министерство экономики), на которое возложены функции по реализации государственной регуляторной политики, политики по вопросам развития предпринимательства, ценовой политики (кроме вопросов регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей).
3. Министерство энергетики и угольной промышленности Украины (реорганизовано Министерство топлива и энергетики, Министерство угольной промышленности).
4. Министерство инфраструктуры Украины , Государственная автотранспортная служба Украины, Государственная авиационная служба Украины, Государственная служба связи Украины, Государственная служба морского и речного транспорта Украины (реорганизовано Министерство транспорта и связи); новое Министерство будет ответственно также и за госполитику в сфере туризма .
5. Министерство культуры Украины и Государственное агентство Украины по вопросам кино (реорганизовано Министерство культуры и туризма), которые будут заниматься межнациональными отношениями, защитой прав национальных меньшинств , религией.
6. Министерство чрезвычайных ситуаций Украины, Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины, Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения, Государственная инспекция техногенной безопасности Украины (реорганизовано Министерство чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы).
7. Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины , Государственная служба интеллектуальной собственности Украины, Государственная служба молодежи и спорта Украины (реорганизовано Министерство образования и науки, Министерство по делам семьи, молодежи и спорта).
8. Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственная экологическая инспекция Украины, Государственная служба геологии и недр Украины (реорганизовано Министерство охраны окружающей природной среды).
9. Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (реорганизовано Министерство регионального развития и строительства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства).
10. Министерство социальной политики Украины , Государственная инспекция Украины по вопросам труда (реорганизовано Министерство труда и социальной политики).
Президент Украины Виктор Янукович уволил Андрея Клюева с должности первого вице-премьер-министра Украины, а Бориса Колесникова , Сергея Тигипко и Виктора Тихонова с должностей вице-премьеров. Соответствующие указы размещены на официальном сайте президента.
Президент Виктор Янукович назначил Андрея Клюева первым вице-премьером – министром экономического развития и торговли. Соответствующий указ размещен на официальном сайте президента.
О сути административной реформы мы сегодня говорим с представителем Президента в Верховной Раде, народным депутатом Украины от Партии регионов Юрием Мирошниченко.
Андрей Смиян, ведущий: — Приветствую Вас, господин Юрий. Юрий, какова главная цель административной реформы?
Юрий Мирошниченко, народный депутат Украины, представитель Президента в Верховной Раде: — Дело в том, что главная цель административной реформы – сделать власть доступной, прозрачной, эффективной. Собственно эти три основные цели были поставлены в основу разработки этой реформы. И на данном первом этапе ее реализации, когда речь идет о центральных органах исполнительной власти – в первую очередь, Кабинет министров и его аппарат, министерства и его аппарат, центральные органы исполнительной власти, с тем, чтобы они принимали решения, чтобы эти решения были прозрачны , чтобы не было никаких вопросов, связанных с замедлением или неэффективным использованием тех ресурсов, которые есть в наличии у государства.
— Вы считаете, что это замедление было именно из-за обилия работников государственных аппаратов, после уменьшения количества – ускорится выполнение?
— Было очень много дублирующих функций у различных министерств, ведомств, подразделений даже в одном министерстве, или в другом центральном исполнительном органе власти. И таким образом, когда упростились процедуры подготовки документов, экспертной их оценки, принятия, мы высвободили большое количество действительно граждан Украины, находившихся на государственной службе, а теперь они могут работать в народном хозяйстве.
— Если говорить об аппарате Кабинета министров, то Президент поставил задачу не менее 50% должны быть сокращены.
— Ну это будет порядка 600 сотрудников аппарата. Несколько министерств. Несколько десятков центральных органов исполнительной власти.
— Вы знаете, все, что касается сокращений – они будут происходить в строгом соответствии с законом, трудовым законодательством. Никто не потеряет в своих социальных гарантиях. Что же касается той великой армии высококвалифицированных специалистов, которые выйдут в народное хозяйство, то я думаю, что это будет позитивным толчком как для деятельности экономики, так и формирования так называемого «третьего сектора», то есть аналитических центров, профессиональных объединений и организаций.
— Мы знаем, чтобы добиться каких-то решений было довольно тяжело, они обычно отгораживались от людей стеной. Сейчас что-то изменится? И что делается, чтобы это изменилось?
— Административная реформа предусматривает большие сокращения. Сколько в этой связи государство сэкономит средств?
— Речь идет о более чем миллиарде гривен. Это только в следующем году. И это только первый уровень реформ на центральных органах исполнительной власти. А если приобщится еще и второй этап, когда мы будем реформировать и местные государственные администрации – там тоже будет значительная экономия.
Украинская административная реформа похожа на реформы в России в 2000 году. Об этом в комментарии корреспонденту ЛІГА БізнесІнформ заявил глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. »Исходя из того, что сейчас происходит, можно сказать, что речь идет об административной реформе в узком смысле этого термина. Но параллельно предусматриваются более серьезные вещи, в том числе размежевание функций разных органов исполнительной власти. Нечто подобное делали в России в первой половине 2000 года. Но как раз российский опыт – неоднозначен. Что-то им удалось, а что-то – нет», – подчеркнул В.Фесенко.
«Отцам украинской админреформы следует изучить, почему эта реформа в России не сработала в полной мере. Пока что многие вещи сделаны правильно: сокращение министерств, передача некоторых министерств вице-премьерам, отказ от дублирования ролей в исполнительных органах», – отметил политолог.
По мнению В.Фесенко, главная причина сокращений носит финансовый характер. «Азаров еще до указа Президента озвучил цифру в 1 млрд.грн., которую нужно сохранить. Но с конкретными цифрами пока не стоит торопиться, потому что сам процесс реорганизации займет определенное время, ведь речь идет не просто о механическом сокращении. Я сегодня был в одном из министерств, которое собираются сокращать. Так вот там не знают, в каком статусе они будут работать дальше. Они понимают, что их соединят с каким-то министерством, но в каком статусе они там будут – они и сами толком не представляют», – сказал политолог. Вместе с тем, подчеркивает В.Фесенко, каким будет управленческий эффект реформы, покажет только время.