Архив

Основатель компании «Dyson» Джеймс Дайсон рассказал «Эпиграфу» о жестких испытаниях своих разработок, методах мотивации персонала и организации офисного пространства.

– Изначально создание компании «Dyson» было связано с определенными рисками; я рисковал, когда создал первый пылесос без мешка для сбора пыли, который сохранял мощность всасывания на протяжении всей работы. После 5127 экспериментов мне наконец-то удалось довести его до ума. Поэтому я стараюсь привлекать таких специалистов, которые готовы реализовать смелые и рискованные проекты на практике. Мне нравятся люди со свежими идеями, которые не ограничены какими-либо условностями. Я работаю вместе с нашими инженерами, и мы много чему научились друг от друга. В настоящий момент мы хотим в два раза увеличить наш отдел, занимающийся разработками и исследованиями, с 350 до 700 специалистов.

– Какой модели управления стоит придерживаться в компании, для которой инновационные идеи имеют наиболее важное значение?

– Я по своей сути инженер, и у меня есть хорошая команда управленцев, которые и ведут бизнес. Они руководствуются моим примером и превращают идеи в успешные бизнес-проекты.

– Мне удалось добиться этого за счет решений, которые позволили решить ряд практических проблем, и, конечно, за счет терпения. Нам потребовалось целых четыре года для того, чтобы разработать вентилятор Air Multiplier, и мы потратили много времени и средств на исследования и разработки.

Вопрос защиты авторских прав также имеет важное значение; если ваше изобретение не защищено патентом, то оно ничего не стоит. Когда я изобрел Ballbarrow, я сделал ошибку, назвав в честь этого изобретения компанию, которая мне не принадлежала. Я сделал выводы и теперь надежно защищаю все изобретения.

– Вы человек, который представляет собой бренд компании и двигает ее вперед. Ваши изобретения носят Вашу фамилию. Можно ли передать такой проект, сконцентрированный вокруг одного человека, преемникам?

– Несмотря на то, что разработки носят мою фамилию, со мной работает все больше инженеров. Они добиваются практических результатов и испытывают оборудование.

– Вся наша продукция проходит жесткие испытания; прототип будущей продукции компании «Dyson» пройдет испытания протяженностью 15 тыс. километров в рамках проверки на выносливость – это расстояние примерно в 18 раз превышает расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом. Каждый месяц мы тратим 30 000 часов на испытания нашей продукции как с использованием специальных механических приспособлений, так и с привлечением обычных людей, которые подвергают наши разработки всевозможным проверкам.

– Для каждого нового устройства Вы создаете отдельный сайт, подготавливаете специальную рекламную кампанию и реализуете другие подобные инициативы. Почему Вы не рекламируете всю продукцию вместе?

– Устройства компании «Dyson» призваны решать различные задачи. Мы разрабатываем пылесосы и, в то же время, сушилки для рук и вентиляторы. Также у нас есть отдельная команда, которая занимается исключительно разработкой более быстрых и эффективных двигателей. Двигатель Dyson Digital Motor, который лежит в основе сушилки для рук Dyson Airblade и пылесоса DC31, вращается со скоростью, которая превышает скорость вращения двигателей, установленных в болидах «Формулы-1».

– Каким образом можно заставить сотрудников думать по-другому, чтобы они разрабатывали новые продукты и предлагали новые идеи? Как в Вашей компании собираются и обсуждаются новые идеи?

– Существует множество способов придумать что-то новое. Один из них – разочарование в своих идеях. Мы рассматриваем все проекты, которые позволяют решить конкретные задачи, и мы поощряем наших инженеров в этом, вне зависимости от того, какие идеи приходят им в голову.

– Каким образом организовано рабочее пространство в Ваших офисах для того, чтобы специалисты из разных отделов (например, дизайнеры и инженеры) могли общаться по рабочим вопросам и обмениваться идеями? Открытое пространство помогает в процессе работы? Оно не отвлекает?

– Офисы компании представляют собой открытые помещения, которые позволяют легко и свободно общаться. Они стимулируют людей для общения лицом к лицу вместо общения на уровне писем по электронной почте. Иногда у нас в офисах возникают жаркие дебаты, но мы видим в этом увлеченность и заинтересованность наших специалистов.

– Ваши сотрудники используют в повседневной жизни продукцию Вашей компании? Они получают какие-либо льготы при приобретении продукции компании?

– Все сотрудники «Dyson» собирают пылесос после того, как они устраиваются на работу в компанию. Они разбирают пылесос для того, чтобы узнать, как он устроен внутри, и собирают его обратно. Собранный ими пылесос остается у них в качестве первого знакомства с компанией и ее разработками.

Компания «Dyson» занимается разработкой технологий, которые применяются, в частности, для производства вентиляторов и пылесосов.