Армянская община Тбилиси и ее историко-культурное наследство на грани исчезновения

Армянская община в Тбилиси, согласно переписи населения 2002 года, насчитывает порядка 80 тыс. человек из примерно 1,1 млн всего населения города. После грузин, армяне являются самой большой этнической группой, населяющей город. Еще до 1920-ых гг. армяне составляли большинство населения Тбилиси.

На протяжении всего 20-го века численность армян в городе сократилась с 41% до 7%, при том, что население города увеличилось втрое. Одним из проявлений сокращения армянского присутствия в городе стало почти полное исчезновение религиозно-исторических памятников. Так, из 25 действующих в конце 19 века армянских церквей к началу 21 века сохранилось лишь две — Св. Геворга и Св. Эчмиадзин.

Первый этап — снос армянских церквей властями Грузинской ССР в 1930-е годы. Среди разрушенных в то время церквей — трехкупольный кафедральный собор Ванк (10 век), кукийская церковь Св. Богородицы, церковь Благовещения Богородицы Джиграшен (17 век), церковь Св. Саргис и ряд других. Отметим также, что в это же время был закрыт пантеон «Ходживанк» (разрушенный полностью уже в наши дни при строительстве собора св. Троицы — Самеба), а так же был разрушен русский собор, стоявший на месте нынешнего здания парламента Грузии. Церкви и соборы, относящиеся к Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), в это время не уничтожали.

Второй этап охватывает период с конца советской власти в Грузии по 1995 год. В 1989 году, согласно множеству свидетельств, была взорвана церковь св. Шамхорецоц Кармир Аветаран (XVIII века), бывшая на тот момент самой высокой церковью города. Ряд памятников был грузинизирован в тот же период. К примеру, церковь Св. Петхаин (Бетлеми) (17 век), Карап Св. Геворк (18 век), монастырь Св. Степанос (18 век), с которых были сбиты надписи и прочие признаки, свидетельствующие об их армянском происхождении (однако ряд атрибутов все еще напоминает о многовековой истории этих храмов).

В 1995 году грузинскими священниками была предпринята попытка грузинизировать церковь св. Норашен (1467 год), что вызвало бурный протест со стороны армянской общины. Третий этап относится уже к современности. Ряд наиболее важных памятников ААЦ, все еще сохраняющихся в Тбилиси, объявлены «спорными церквями», из-за чего они остаются без присмотра. В 2002 году по непонятным причинам сгорела и пришла в аварийное состояние церковь Св. Ншан (1701 год), в 2009 развалилась церковь Мугни Св. Геворг (14 век), все ухудшается состояние церкви Св. Норашен, которая также объявлена спорной, и при этом грузинские священники все еще продолжают претендовать на нее (ряд инцидентов имел место в 2008, 2009 и 2010 гг.). Абсурд ситуации заключается в том, что при наличии 80-тысячной общины в Тбилиси действуют всего две армянские церкви, а например другие национальные меньшинства с подобной проблемой не сталкиваются. Для сравнения только отметим, что в Тбилиси действуют две синагоги, хотя численность еврейской общины не превышает 3 тыс. человек.

Сама армянская община Тбилиси сегодня очень слаба и разобщена. Она активно эмигрирует (порядка 2000 человек в год) из Грузии, а также ассимилируется и опускается на социальное дно. Так, например, на сегодня в Тбилиси осталась лишь одна армянская школа и несколько армянских классов в 3 смешанных школах, в то время как еще в 2007 году армянских школ было две, а классы присутствовали в шести. Помимо этого, нередко армян принуждают менять фамилии на грузинские, либо отказывают в трудоустройстве, даже в частном секторе, что в стране с высоким уровнем безработицы является существенным аргументом.

В отличие от роста религиозных настроений среди грузин, армяне Тбилиси все больше отдаляются как от армянской церкви, так и от армянского языка. Воскресные службы посещают не более 300 человек. Еще в 2002 году из 80 тысяч армян лишь 50 тысяч назвали себя прихожанами ААЦ (среди остальных были православные, католики и сектанты). В силу своего маргинального положения и слабости, армянская община не способна бороться за свои права.

На демонстрации в защиту церкви Св. Норашен собиралось не более 100 человек. Армянская епархия Грузии оказалась неспособна взять на себя роль объединяющего звена, следствием чего стало постоянное сокращение паствы и активный прозелитизм со стороны грузинской церкви и различных сект в среде армян Тбилиси. Решения, принимаемые армянской епархией, нередко расходятся с ожиданиями общины, в связи с чем ее авторитет продолжает падать.

Уязвимость положения ААЦ в Грузии была в очередной раз продемонстрирована в ходе кампании Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) против регистрации других религиозных общин, начавшей пропаганду армянофобии. ААЦ даже не была приглашена на недавние обсуждения вопроса религиозных меньшинств в Грузии (куда были приглашены даже представители такого нового для Грузии религиозного направления, как баптизм).

При этом следует отметить, что регистрация традиционных для Грузии религиозных общин была инициативой правительства Грузии, которое в итоге было вынуждено пойти на частичные уступки реакционерам из ГПЦ. Ряд наблюдателей характеризуют произошедшее как конкуренцию между светскими и религиозными властями Грузии, в которой, однако, «крайней» оказалась Армянская церковь.

В случае сохранения этих тенденций армянскую общину в Тбилиси с одной стороны ожидает поглощение путем ассимиляции, а с другой — исчезновение как этнической единицы посредством миграции. По наблюдениям экспертов, ситуацию можно исправить, если Грузинская епархия ААЦ сможет стать центром притяжения для общины, бороться за их права и достичь решения назревших перед ней проблем путем диалога с грузинскими властями. В противном случае от полного исчезновения общины в этнической мозаике Тбилиси вряд ли удастся избежать.