Аварии в Арктике говорят о неготовности к нефтедобыче в экстремальных широтах, эксперт

Частые аварии и катастрофы, которые случаются у нефтегазовых компаний, занимающихся нефтеразведкой в Арктике, говорят о неготовности отрасли к работе в экстремальных условиях, считает координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Книжников.

Как ИА «Nord-news» уже сообщало , плавучая буровая платформа «Kulluk» англо-голландской нефтегазовой компании «Royal Dutch Shell» села на мель недалеко от побережья Аляски в новогоднюю ночь после нескольких дней дрейфа в океане. На платформе находится около 500 тысяч литров дизельного топлива и около 50 тыс. литров машинного масла, сообщили официальные представители береговой охраны США. В операции по эвакуации платформы принимают участие несколько сотен человек. Ситуация осложняется тяжёлыми погодными условиями.

«В Арктике происходит череда аварий и катастроф, примерно год назад затонула платформа «Кольская» в Охотском море. Это говорит о том, что с точки зрения обеспечения безопасности, компании пока не готовы к работе в ледовых условиях. Это еще один мощный аргумент, чтобы все игроки приняли решение о переносе сроков освоения Арктики, пока не будут разработаны соответствующие технологии», — сказал Книжников.

При этом он отметил, что экономические потери даже от тех аварий, которые не привели к нефтеразливам, весьма велики.

«Более рациональным является направление денег на более глубокую переработку нефтяных и газовых месторождений и на решение проблемы утилизации попутного газа», — считает Книжников.

По мнению Гринпис США, намерение «Шелл» найти нефть в Арктике является дорогостоящим и безрассудным фарсом.

«Все попытки начать бурение в замерзающем Чукотском море и море Бофорта сопровождаются инцидентами и неудачами на каждом шагу: то суда садятся на мель, то двигатели загораются, то оборудование ломается. Последние события показывают неспособность компании поддерживать производственную безопасность в наиболее удаленных и опасных частях планеты», — считают в природоохранной организации.

Их коллеги из американского отделения WWF отмечают, что «Шелл» лишь в августе удалось получить разрешение правительства США на проведение нефтеразведки в арктических широтах.

«После обещаний о готовности к работе в Арктике, данных властям США и общественности, «Шелл» показала, что не может их сдержать. Федеральным властям и администрации штата Аляска следует расценивать эти инциденты как предупреждения о том, что необходимо пересмотреть подход к бурению в морях Арктики», — говорит управляющий директор арктической программы WWF США Маргарет Вилльямс.

Осенью уходящего года сразу несколько крупнейших нефтегазовых компаний мира — «Шелл», «ВР» и «Газпром» отложили свои проекты по добыче на арктическом шельфе или вовсе отказались от них. Так, «Шелл» из-за льда остановила бурение на шельфе Аляски, начатое впервые за последние 20 лет. Ранее «BP» отказалась от дорогостоящего арктического проекта «Либерти» в море Бофорта на Аляске. Некоторое время спустя «Газпром нефть шельф» перенесла начало добычи на платформе «Приразломная» в Баренцевом море на осень 2013 года, сообщает www.rusenergy.com со ссылкой на «Oil.rftoday».