Автопробег раритетных машин «Волга» прибывает на нижегородскую землю

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 13 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Наталья Чистякова/. Автопробег раритетных автомобилей марки «Волга», стартовавший из Москвы, прибывает сегодня в Нижний Новгород, на родину легендарной отечественной легковушки – предела мечтаний советских граждан. Ретро-парад посвящен предстоящему 55-летию «Волги» и 80-летию Горьковского автозавода.

Около 50 автомобилей модели ГАЗ-21 своим ходом приедут из Москвы и других городов России, чтобы напомнить о былой славе отечественного автопрома, и окунуть нижегородцев в атмосферу детства, юности. Почитатели знаменитого газовского бренда посетят главный конвейер автозавода, побывают в заводском музее, где собран практически весь модельный ряд за всю историю автогиганта, встретятся с руководством и ветеранами-представителями конструкторской школы ГАЗ.

Первые легковые автомобили «ГАЗ-21», получившие имя «Волга», сошли с конвейера Горьковского автомобильного завода 15 октября 1956 года. Именно эту 21-ю модель истинные поклонники марки называют «Волгой», все остальные «газами».

Она, действительно, не уступала мировым стандартам и отражала основные тенденции в автомобилестроении. В 1958 году на международной выставке в Брюсселе, где были представлены лучшие образцы мировой индустрии, «ГАЗ-21» была удостоена Гран-при.

Созданная в период хрущевской оттепели, когда стране уже захотелось праздника, красивой жизни, «Волга» стала воплощением мечты многих миллионов россиян. Стильный дизайн с устремленным летящим силуэтом, роскошный по тем временам салон — с часами, радио, окраска в два цвета, как на обложках модных журналов, — одним словом, реальный символ процветания, – в нее невозможно было не влюбиться. И при том, надежная и неприхотливая машина, рассчитанная на российские дороги и, учитывая советские реалии, на долгий срок службы.

«Двадцать первую буквально боготворили», — вспоминает в своей книге президент Горьковского автозавода Николай Пугин. Ее воспевает отечественный кинематограф 60-х. В культовой ленте Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!», вышедшей на экраны в 1965 году, Юрий Деточкин угоняет именно 21-е «Волги», при этом автомобиль в кадре демонстрирует все свои ходовые возможности — справляется с ухабами, берет спуски и подъемы, делает крутые виражи, преодолевает любые препятствия.

В начале 60-х «Волга» стоила 5100 рублей, купить ее рядовому гражданину с зарплатой в 120 руб было совершенно невозможно. Престижный автомобиль вручали в качестве награды за выдающиеся заслуги. На «Волге» полагалось ездить академикам, известным кинорежиссерам, космонавтам, спортсмена. К примеру, обладателем черной «Волги» специальной сборки стал Юрий Гагарин за полет в космос — на тот момент у него не было водительского удостоверения. Сейчас машина находится в музее города Гагарин.

Известны модификации «ГАЗ-21» с автоматической коробкой передач, которые выпускались только на экспорт или по спецзаказу.

«Волга» экспортировалась в 75 стран мира. В Бельгии ее окрестили «танком на колесах», в Финляндии и Норвегии – «танком во фраке», в Англии отзывались как о «рабочей лошадке». В родном отечестве любовно называли «автомобиль- диван», так как переднее сиденье не разделялось на отдельные кресла (разве что в автомобилях, предназначенных под такси), что позволяло считать «Волгу» шестиместной.

«ГАЗ-21» неоднократно модернизировалась, менялся ее внешний облик – всего разработано 53 модификации. На первых серийных машинах радиатор автомобиля был закрыт сложной хромированной композицией с пятиконечной звездой в центре – такой вариант в народе называют «жуковкой». По некоторым сведениям, маршалу Жукову не понравился передок опытного образца, и на завод была дана срочная директива: переделать. Тогда на передке установили пятиконечную звезду, которую маршал вряд ли бы отверг. Впоследствии, когда Жуков оказался в опале, звезда исчезла, уступив место «акульей пасти» – так прозвали штампованную решетку из вертикальных полос над бампером. К тому времени уже было выпущено свыше 30 тыс «Волг» «со звездой». Литая фигурка бегущего оленя на капоте — символ города Горького и автозавода — возникла вместе с первой моделью «Волги».

Последняя 21-я «Волга» сошла с контейнера 15 июля 1970 года. За 14 лет было выпущено около 640 тыс автомобилей этой модели.