Бензин держится за счет дефицита

В настоящее время мировой рынок бензина переживает переломный момент. Цены либо снова достигнут исторического максимума, либо будут подвержены среднесрочному нисходящему тренду. Факторы, которые могут повлиять на дальнейшую рыночную динамику, как нельзя более противоречивы.

Среди бычьих факторов наиболее значительны те, которые свидетельствуют о сокращении запасов в США и ряде других стран. Последние новости, оказавшие медвежье влияние на рынок, связаны с Exxon Mobil Corp. в Иллинойсе, где снизились объемы производства, и Petroleos de Venezuela, где произошел взрыв. Запасы бензина в США в долгосрочном временном промежутке падают. Сейчас они составляют 208,8 млн баррелей. Показатели работы перерабатывающих предприятий в Кушинге — наихудшие с 25 июня прошлого года.

Интересно, что в нескольких развивающихся странах стоимость бензина последовательно повышается вне зависимости от мировых бирж. Индия увеличила стоимость бензина на 8,5% за последнюю неделю. Это самый крупный подъем цен за последние три года. Оппозиция выразила протест таким действиям. Удорожание горючего объясняется общим высоким уровнем инфляции в Индии и бюджетным дефицитом. Чтобы покрыть дефицит, власти готовы прибегать к любым методам.

В Мексике депутаты парламента также протестуют против повышения цен на бензин и дизельное топливо. Минфин Мексики повысил цены на 2,7 процента в первом квартале. В 2010 году они прибавили 12,7 процента. При этом стоимость нефти выросла на 34 процента за данный период.

В этих государствах растет количество автомобилей, соответственно, растет и потребность в бензине. Несмотря на реакцию граждан, правительства повышают стоимость топлива. Вполне возможно, что этот факт сыграет медвежью роль для мирового рынка бензина.

Противоречия начинаются с данных по запасам в США. Запасы бензина выросли на 119 тысяч баррелей до 205,9 млн. баррелей за неделю, заканчивающуюся 13 мая. При этом прогнозировался прирост в размере 950 тысяч баррелей. С одной стороны новость медвежья, поскольку рост отстает от прогнозировавшегося, с другой стороны, рост все же присутствует.

Отчеты показывают, что в Чикаго замедлилась экономическая активность. Индекс экономической активности Федерального резервного банка Чикаго упал ниже нуля за апрель. Это вызвало беспокойство по поводу возможного снижения спроса на топливо. Опасения усиливаются на фоне незапланированного увеличения производства бензина в США.

Индекс доллара вырос из-за европейского долгового кризиса. Ослабление европейской экономики может снизить стоимость фьючерсов на бензин. Кроме того, индекс доллара, поднимаясь, оказывает давление на товарные рынки в целом.

Также медвежьим фактором является то, что предприятия в Луизиане избежали ущерба в результате наводнения Миссисипи.

Сюрприз преподнесла Индия. Эта страна может заменить бензин этанолом к 2020 году, если правитель ство примет соответствующую программу. Индия является вторым в мире по темпам роста рынком автомобилей, и там есть достаточное количество природного сырья для производства этанола. Без ущерба для пищевой промышленности Индия может производить 50 млрд литров спирта ежегодно. Этого достаточно, чтобы создать эквивалент 86-процентного спроса на бензин и ликвидировать потребность в импорте.

Вместе с тем, пока в Индии (как и в других развивающихся азиатских экономиках) потребность в бензине растет. Две трети этого бензина используются двухколесным транспортом — мотоциклами, «табуретками» и т.п. Создание индустрии производства этанола для этих нужд даст годовой доход 20 млрд долларов и 1,6 млрд долларов за счет экспорта. Однако провести такую модернизацию стране мешает слабое развитие инфраструктуры. Если Индия не найдет альтернатив, она потратит около 19,4 млрд долларов на импортный бензин к 2020 году, при стоимости нефти в 100 долларов за баррель.

К медвежьи м новостям можно отнести такжепадение импорта бензина в Саудовской Аравии. Он упал в марте на 43 процента по сравнению с февралем до 37 тысяч баррелей в день. Производство в Саудовской Аравии составляет 364 тысяч баррелей в день — это незначительно меньше показателя февраля.

Техническая картина на NYMEX скорее в пользу быков. Нисходящий тренд, сформировавшийся с максимума 341,42 цента за галлон, достигнутого 2 мая, находится в состоянии сильной перепроданности. Можно предполагать, что недолгое падение сменится восстановлением цены.

Это снижение технически является откатом от восходящего тренда, который находится в состоянии перекупленности. Важным уровнем является 284,28. В случае его пробоя вниз снижение может продолжиться, однако технических признаков среднесрочного снижения пока нет. Заметно лишь отсутствие ускорения роста цены.

Вероятнее всего, среднесрочный рост будет сохраняться, но более медленный, чем ожидалось ранее. Соответственно, лучше всего покупать на откатах в районе уровня 210, стоп на отметке 178,37, а в качестве цели можно использовать исторический максимум 363,09. После достижения этого уровня можно будет окончательно констатировать, что понижательный тренд с июля 2008 года отыгран.

Аналогичная ситуация складывается на рынке фьючерсов на бензин Регуляр-92 на СПбМТСБ: покупать на откатах в районе уровня 25 тысяч рублей за тонну с целью на 35 тысяч рублей за тонну.