Блоггеры окрестили «Булгарию» «Волжским «Титаником»: «Страшная смерть – в гнилой консервной банке посреди рукотворного моря в шторм»

Участники российской блогосферы, не скрывая эмоций, обсуждают гибель круизного теплохода «Булгария» в водах Куйбышевского водохранилища (Республика Татарстан). Основные причины катастрофы интернет-пользователи видят в неудовлетворительном техническом состоянии теплохода и его перегрузке, отмечает, и сравнивают его с «Титаником», хотя уместнее было бы вспомнить гибель.

Некоторые комментарии изобилуют эмоциями. Например, блоггерпишет: «Штормовое предупреждение было в субботу. Шквалистый ветер, ливень, град. По всей Волге в среднем течении. Мы успели вернуться с островов за 30 минут до стихии. Сидели с профессором на беседке и пили водку с 2 дольками яблочка, чтоб было не страшно. В воскресенье тоже погодка была не айс. Куйбышевское водохранилище – строгая вещь. Ошибок не прощает. Берегов не видно, глубина до 25 метров. К сожалению, уверен, что в живых никого не найдут. «Булгария» уже возвращался с прогулки. Трезвых там было мало. А Волга пьяных очень не любит – в этом мы убеждались не раз. Все, кого не нашли, – мертвы. Страшная смерть – в гнилой консервной банке посреди рукотворного моря в шторм».

«Очень страшная история с катастрофой «Булгарии». Очень страшно то, что тонущих людей с другого судна снимали на мобильники и два судна прошли мимо, не оказав помощь людям. Вот когда узнаешь такие вещи, очень страшно становится. Жуткое моральное разложение нации», – делится впечатлениями.

Пользовательтоже называет теплоход «Булгария» «Волжским «Титаником»: «Я как узнал об этом по телевизору, поехал в наш Казанский речной порт. На причале стояли спасенные, родственники, друзья, сочувствующие. Народу было много. Стояла та самая «Арабелла», спасшая часть людей (около 80 человек). Больно было смотреть, как люди, питающие еще надежду, при появлении в порту нового судна или катерка бежали к нему в надежде увидеть своих — спасенных. Чуда не происходило».

Другие обращают внимание на техническое состояние судна. Так, интернет-пользовательпишет: «Это корыто раньше звалось «Украина», но было множество жалоб и даже судебных исков по поводу его аварийного состояния, и на какое-то время его вообще сняли. Потом немного покрасили, переименовали в «Булгарию» и выставили как новое судно».

«Сегодня в «Развороте» зачитывали пару отзывов людей, которые ходили в круиз на этой «Булгарии» совсем недавно, буквально неделю-другую назад. Постоянно ломался, двигатель глох и т.д.», – рассказывает пользователь.

Некоторые блоггеры проводят параллели между крушением теплохода «Булгария» и пароходом «Титаник», затонувшим в Атлантическом океане в апреле 1912 года.

Пользовательотмечает: «Сейчас уже ясно еще одно – речной турбизнес ожидает если не кризис, то серьезные затруднения, а всему речному пассажирскому флоту предстоят большие проверки. Уверен, что одними из причин гибели пассажиров и «Булгарии» назовут перегруз, а также изношенность и давний год постройки теплохода. Однако давайте не будем забывать, что и новый корабль не может быть абсолютно безопасен. «Титаник», как мы знаем, был спущен на воду 31 марта 1911 года, а уже через год – 14 апреля 1912 года — затонул во время своего первого и единственного рейса».

Несмотря на то, что некоторые блоггеры сравнивают гибель «Булгарии» с затоплением «Титаника», обстоятельства трагедии напоминают скорее гибель круизного судна «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте под Новороссийском 31 августа 1986 года, когда погибли 423 из 1243 пассажиров и членов экипажа, напоминает. «Булгарию» и «Адмирала Нахимова» связывают многие общие черты: оба судна были построены за рубежом и отличались весьма почтенным возрастом.

Как «Булгария», так и «Адмирал Нахимов», вопреки современным нормам безопасности, могли затонуть в случае разгерметизации даже одного из отсеков. В результате оба судна затонули очень быстро. Подавляющее большинство жертв трагедий в обоих случаях пришлось на тех, кто не успел выбраться на палубу и захлебнулся водой во внутренних помещениях, откуда погибших впоследствии пришлось доставать водолазам.

Оба судна не были оборудованы системами вентиляции и кондиционирования, поэтому пассажиры, чтобы проветрить каюты, открыли иллюминаторы, из-за чего вода проникала в корпус судна еще быстрее.

Выжившие в обеих катастрофах вспоминали: вытаскивать людей из воды на шлюпки и плоты было тяжело из-за масляного пятна, которое, расплываясь по воде, покрывало людей скользкой пленкой, из-за чего они выскальзывали из рук спасателей.

Предыдущая крупная авария на речном транспорте с большим количеством жертв произошла в 1983 году: круизный теплоход «Александр Суворов», направлявшийся из Ростова-на-Дону в Москву, на полном ходу зашел под низкий Ульяновский мост через Волгу, по которому в тот момент шел грузовой поезд. В результате ошибки рулевого, который направил судно не под тот пролет моста, под который следовало, верхняя палуба судна была полностью снесена, погибли, по разным данным, от 176 до 600 человек. По счастливой случайности грузовой поезд, состоявший из цистерн с нефтепродуктами, не загорелся, иначе в результате пожара и взрыва больших объемов горючих веществ жертв могло бы быть куда больше.

С тех пор подобных по масштабу катастроф в России не было. Так, в период с 1986 года по настоящее время произошло более 20 инцидентов с российскими судами, и в большинстве случаев обходилось без жертв. По данным Ространснадзора, с 1999 года произошло около 15 чрезвычайных происшествий. Например, в сентябре 1999 года на реке Лене сел на мель и затонул пассажирский теплоход «Хабаровск», принадлежавший Верхнеленскому речному пароходству. Никто из 100 пассажиров и членов экипажа не пострадал.

В мае 2000 года в Приморье затонул теплоход «Скреплев», все находившиеся на его борту 13 человек были спасены. В ноябре того же года в Беринговом море потерпел аварию теплоход «Рязань», и все 25 человек также были спасены.

Из недавних аварий: в мае 2011 года у порта Находка в Японском море столкнулись теплоход «Лютога» и траулер «Саргал», никто не пострадал. В декабре 2010 года снова в Японском море теплоход «Санрайз» получил пробоину в балластном танке, через которую в трюм начала поступать вода. Все 17 членов экипажа успешно добрались на аварийном судне до корейского порта Сокчон.

В 2009 году произошли два инцидента с теплоходами возле Курильских островов — они были выброшены штормом на берег, также никто не пострадал. Поисково-спасательные операции на месте гибели «Булгарии» продолжаются, причины аварии еще не установлены, но уже названы версии об изношенности судна и перегрузке. Теплоход (принадлежит «Камскому речному пароходству») был построен в 1955 году в Чехословакии и, по информации Минтранса РФ, ежегодно проходил необходимые проверки, последняя из которых состоялась в июле этого года. Судно было признано годным. Однако первоначальными следственными действиями установлено, что при выходе из Казани теплоход имел неисправности главного левого двигателя.

Минтранс, Ространснадзор и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) неоднократно заявляли об изношенности российского речного флота. Замминистра промышленности и торговли Денис Мантуров в конце 2010 года сообщил, что в ближайшие 5-10 лет в России будет списано порядка 90% существующего речного флота, или около 9 тысяч судов.