Дальнейшее участие европейских компаний в проекте «Кашаган» рискованно: эксперты
Перспективы дальнейшего участия европейских компаний в северо-каспийском проекте будут подвержены влиянию многих рисков, связанных в первую очередь с технологическими сложностями на пути вывода «Кашагана» и более мелких месторождений на стадию промышленной разработки, конъюнктурой мировых цен на нефть, а также политикой казахстанских властей. Об этом говорится в опубликованном 27 сентября 2011 г. исследовании Владимира Парамонова и Алексея Строкова , экспертов аналитического проекта «Центральная Евразия» — передает корреспондент ИА REGNUM . Исследование проведено в рамках реализуемого проекта по освещению присутствия ЕС в Центральной Азии в сферах политики, экономики, безопасности и энергетики.
По данным аналитиков, «главная группа рисков для северо-каспийского проекта связана с уже упомянутыми технологическими сложностями, из-за которых неоднократно переносились сроки начала добычи углеводородов. В частности, еще несколько лет назад эти сроки определялись 2010-2013 годами, а в 2011 году уже 2016 годом и, возможно, это также не окончательная дата». Исследователи приходят к выводу, что «технологические сложности если не перечеркивают перспективы северо-каспийского проекта, то, по крайней мере, делают его чрезвычайно затратным. В итоге, реальная стоимость проекта, в конечном счете, может оказаться значительно выше, чем даже публикуемые европейскими компаниями оценки». В результате, «трудно сказать, сможет ли новый оператор (NCOC) сдвинуть с мертвой точки северо-каспийский проект. Прежде всего, потому, что изменения в системе управления данным проектом ни в малейшей степени не облегчают преодоление уже отмеченных выше технологических препятствий, которые являются главным его тормозом. Более того, создание совместной операционной компании (СОК) представляется достаточно рискованным, так как нельзя исключить того, что планы компаний-членов СОК по разработке и транспортировке со временем могут стать разрозненными, и тогда судьба проекта может надолго стать еще более неопределенной».
Другим фактором риска эксперты называют зависимость северо-каспийской нефти от конъюнктуры: она «в любом случае будет характеризоваться завышенной себестоимостью добычи», а значит, «ее добыча и транспортировка могут быть рентабельны при условии устойчиво высоких цен». Но по мнению специалистов, «гарантий этого нет. Если же произойдет падение цен на нефть, то европейские компании, скорее всего, потеряют интерес к северо-каспийскому проекту: либо продадут свои активы другим иностранным компаниям (предположительно китайским), либо приостановят проект до «лучших времен».
Помимо всего прочего, в документе отмечается «непредсказуемость политики самого Казахстана, например, как в случае с карачаганакским проектом. Известно, что казахстанские власти уже в течение года оказывают давление на европейских участников консорциума Karachaganak Petroleum Operating B.V (КРО), разрабатывающих карачаганакское месторождение с целью приобретения части активов. Кроме того, и в случае с северо-каспийским проектом Казахстан так или иначе, но уже воспользовался обстоятельством переноса сроков начала добычи, чтобы потеснить иностранных инвесторов и увеличить долю » КазМунайГаза » в проекте». Более того, по мнению авторов, «нет гарантий того, что в случае начала масштабной добычи нефти на «Кашагане» Астана не воспользуется еще каким-нибудь предлогом для дальнейшего увеличения доли «КазМунайГаза» в северо-каспийском проекте. Тем не менее, необходимо отметить, что в отличие от карачаганакского проекта, данный риск с позиций сегодняшнего дня представляется минимальным: ввиду чрезвычайной технологической сложности и затратности северо-каспийского проекта, Казахстан вряд ли сможет реализовать его без европейских инвесторов, «заменить» которых пока не способны ни российские, ни китайские компании».
«В целом, очередная задержка северо-каспийского проекта и неопределенность именно долгосрочных перспектив участия европейских инвесторов в данном проекте не только ставит под вопрос вхождение Казахстана в число крупных мировых экспортеров нефти, но и отрицательно сказывается на экономической ситуации в стране, особенно ее западных областей». Авторы вспоминают, что «в течение первого десятилетия XXI века cеверо-каспийский проект был локомотивом общеэкономического развития всего западного Казахстана, так как освоение столь масштабных и технологически сложных месторождений влекло за собой развитие многочисленных вспомогательных производств (не только в нефтегазовой отрасли)». Например, из-за того, что «освоение предполагает изготовление крупногабаритных металлоконструкций весом 10-20 тыс. тонн, в Мангистауской области в основном за счет финансовых ресурсов итальянской компании Saipem были созданы крупные производства по выпуску металлоконструкций. В силу того, что для проекта требовалось порядка 200 различных судов, включая 140 транспортировочных барж, в районе приморского поселка Баутино был введен в строй новый судоремонтный завод (помимо того, что был построен еще в советское время) и новая база поддержки морских нефтяных операций».
Однако в 2010 году обозначилась «четкая тенденция к оттоку иностранных инвестиций, а вышеуказанные производства останавливаются. Основная причина — пошатнувшаяся среди инвесторов уверенность в успехе северо-каспийского проекта, равно как и возрастающие сомнения в наличие «большой нефти» на каспийском шельфе Казахстана».