Демократические инициативы
«В опросе фонда« Демократические инициативы », проведенном 14-26 октября, авторитетные украинские журналисты сказали, что они считают реальным срыв выборов. «Вариант срыва выборов, несомненно, рассматривается в Администрации президента , но как крайний вариант. Окончательное решение – срывать или не срывать выборы – приниматься в последние дни перед голосованием и при подсчете голосов после первого тура », – сказал один из участников опроса в комментарии».Сообщение датировано … 1 ноября 2004. Прошло 5 лет, тогдашние власть и оппозиция поменялись местами, а такое впечатление, что ничего не изменилось. Накануне очередных президентских выборов эксперты снова пересчитывают возможные причины их срыва: введение президентом чрезвычайного положения (как не через экономическую, так за эпидемиологической ситуации), многочисленные ошибки и «мертвые души» в базах данных Государственного реестра избирателей, отсутствие кворума в Центризбиркоме, саботаж членов участковых избиркомов т.д. Парламент принял изменения в избирательный закон с учетом замечаний Конституционного Суда и претензий президента лишь в первом чтении – то есть и здесь возможны различные политические и юридические коллизии.
Практически у каждого сценария есть определенные «предохранители». Например, часть членов избиркомов, конечно, может внезапно скосить болезнь, но новая редакция избирательного закона предусматривает подведение итогов голосования большинством не общего числа членов комиссии, а присутствующих на заседании. Президентские указы о введении чрезвычайного положения должен утверждать Верховная Рада. Однажды парламентские фракции БЮТ и Партии регионов уже поладили – когда совместными усилиями одобрили новую версию закона о выборах президента. Почему бы им не поладить еще раз – чтобы предотвратить срыв выборов, на которых и Тимошенко , и Янукович надеются победить?
Однако «страшилки» все равно рисуются, общественное мнение возмущается – возможно, вследствие убеждения отечественных политиков , рыбку легче поймать в мутной воде.
Пять лет назад большинство участников вышеупомянутого опроса связывала опасность срыва выборов прежде всего с президентом Леонидом Кучмой и его окружением. Сегодня президента Ющенко, рейтинг которого почти не отличается от рейтинга Кучмы образца 2004 года (около 6%) тоже часто называют лицом, заинтересованным в срыве выборов. Небезосновательно: последним (по времени) поводом для подозрений стала статья заместителя главы Секретариата президента Игоря Попова, в которой он не исключил возможности введения в стране чрезвычайного положения в связи с эпидемией гриппа и переноса выборов на 30 мая. Практически одновременно появилась новость о нищете Высшего Административного Суда Украины (единственной инстанции, где, по новому избирательному закону, можно обжаловать решения, действия или бездействие Центризбиркома ), который приостановил работу из-за нехватки финансирования. За несколько дней Попов дезавуировал собственное заявление, сам Виктор Ющенко подтвердил, что ничего никуда переносить не собирается, да и с админсуда подтвердили его работоспособность. Однако осадок, как в известном анекдоте про серебряные ложечки, остался. Поэтому некоторые и предполагает, что чиновники Секретариата президента пытались прозондировать реакцию общества и главных политических игроков, а также подготовить общественность к непринятию результатов выборов, снизить мотивацию, а соответственно, и явку избирателей. Другими словами – уменьшить цену главного приза гонки и посеять сомнения в легитимности их результатов. Мол, штабисты », проведенном 14-26 октября, авторитетные украинские журналисты сказали, что они считают реальным срыв выборов. «Вариант срыва выборов, несомненно, рассматривается в Администрации президента, но как крайний вариант. Окончательное решение – срывать или не срывать выборы – приниматься в последние дни перед голосованием и при подсчете голосов после первого тура », – сказал один из участников опроса в комментарии». Сообщение датировано … 1 ноября 2004. Прошло 5 лет, тогдашние власть и оппозиция поменялись местами, а такое впечатление, что ничего не изменилось. Накануне очередных президентских выборов эксперты снова пересчитывают возможные причины их срыва: введение президентом чрезвычайного положения (как не через экономическую, так за эпидемиологической ситуации), многочисленные ошибки и «мертвые души» в базах данных Государственного реестра избирателей, отсутствие кворума в Центризбиркоме, саботаж членов участковых избиркомов т.д. Парламент принял изменения в избирательный закон с учетом замечаний Конституционного Суда и претензий президента лишь в первом чтении – то есть и здесь возможны различные политические и юридические коллизии.
Практически у каждого сценария есть определенные «предохранители». Например, часть членов избиркомов, конечно, может внезапно скосить болезнь, но новая редакция избирательного закона предусматривает подведение итогов голосования большинством не общего числа членов комиссии, а присутствующих на заседании. Президентские указы о введении чрезвычайного положения должен утверждать Верховная Рада. Однажды парламентские фракции БЮТ и Партии регионов уже поладили – когда совместными усилиями одобрили новую версию закона о выборах президента. Почему бы им не поладить еще раз – чтобы предотвратить срыв выборов, на которых и Тимошенко, и Янукович надеются победить?
Однако «страшилки» все равно рисуются, общественное мнение возмущается – возможно, вследствие убеждения отечественных политиков, рыбку легче поймать в мутной воде.
Пять лет назад большинство участников вышеупомянутого опроса связывала опасность срыва выборов прежде всего с президентом Леонидом Кучмой и его окружением. Сегодня президента Ющенко, рейтинг которого почти не отличается от рейтинга Кучмы образца 2004 года (около 6%) тоже часто называют лицом, заинтересованным в срыве выборов. Небезосновательно: последним (по времени ) поводом для подозрений стала статья заместителя главы Секретариата президента Игоря Попова, в которой он не исключил возможности введения в стране чрезвычайного положения в связи с эпидемией гриппа и переноса выборов на 30 мая. Практически одновременно появилась новость о нищете Высшего Административного Суда Украины (единственной инстанции, где, по новому избирательному закону, можно обжаловать решения, действия или бездействие Центризбиркома ), который приостановил работу из-за нехватки финансирования. За несколько дней Попов дезавуировал собственное заявление, сам Виктор Ющенко подтвердил, что ничего никуда переносить не собирается, да и с админсуда подтвердили его работоспособность. Однако осадок, как в известном анекдоте про серебряные ложечки, остался. Поэтому некоторые и предполагает, что чиновники Секретариата президента пытались прозондировать реакцию общества и главных политических игроков, а также подготовить общественность к непринятию результатов выборов, снизить мотивацию, а соответственно, и явку избирателей. Другими словами – уменьшить цену главного приза гонки и посеять сомнения в легитимности их результатов. Мол, штабисты президента вполне серьезно рассчитывают на рост рейтинга своего патрона за время пролонгации его полномочий как главы государства. По другой версии, дополнительное время в президентском забеге работать на рейтинг Арсения Яценюка, которого вроде поддерживает окружение Виктора Ющенко.
Впрочем, в срыве выборов на более поздних этапах кампании могут быть заинтересованы и фавориты соревнований – скажем, Виктор Янукович, если ему не удастся убедительно победить в первом туре. Срыв второго тура даст ему возможность сохранить лицо и заявить, что у него опять украли победу.